Хориямб
Долгое время, примерно с начала XVIII по конец XIX века, в отечественной поэзии господствовала одна система стихосложения – русская силлаботоника. Эта стройная теория, разработанная в XVIII веке, предполагает, что при создании стихотворения автор будет соблюдать правило чередования ударных и безударных слогов. Этот принцип нашёл отражение в пяти предложенных метрах – ямбе, хорее, дактиле, амфибрахии и анапесте.
Однако уже в XIX веке наметилась тенденция к отступлению от строгого правила. Некоторые поэты стали обращаться к иным направлениям и системам стихосложения. Так из «закромов истории» были извлечены формы античной метрики. Одним из метров, на который авторы обратили внимание, был хориямб.
В античном квантитативном стихосложении хориямб определялся как шестиморная (то есть требующая для произнесения шесть отрезков времени) стопа, представляющая собой сочетание хорея и ямба. Собственно, сам термин «хориямб», составленный из названий обоих метров, указывает на это. Схема такой стопы выглядит следующим образом: ! _ _ ! («!» – «сильный», долгий ударный слог, «_» – краткий, «слабый» безударный слог).
В классическом русском стихосложении такой стопе не нашлось места. Рассуждая в силлабо-тоническом ключе о хориямбе, имеют в виду его имитацию, представленную соседствующими стопами хорея и ямба. Схема этого сочетания выглядит так: ! _ | _ !. Мы будем для краткости именовать это явление просто «хориямб» и для наглядности выделять его курсивом.
Строки, содержащие эту конструкцию можно встретить в произведениях самых разных авторов. Например, часто она обнаруживается в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Вот несколько стихотворений, содержащих хориямбы:
Оба этих отрывка написаны ямбом (первый – пятистопным, второй – четырёхстопным). Внезапный хориямб, кажется, нарушает привычное течение стихов, но вместе с этим приковывает внимание к определённым образам благодаря неожиданному изменению ритма.
Вот отрывок из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Измаил-бей», где заметно то же явление:
Сбой ритма здесь подчёркивает резкое изменение сюжета.
Следующий отрывок из того же произведения:
В нём использование хориямба сопровождает один из важных для повествования моментов, наполненных сильным волнением и эмоциями.
Эта конструкция обнаруживается в лирике поэтов Серебряного века. В эту эпоху многие творцы стремились использовать новые образы, сочетания звуков и форм для придания своим произведениям оригинальности и свежести. Одним из средств достижения этой цели стало заимствование и активное применение античных приёмов стихосложения. Вот фрагмент стихотворения Александра Александровича Блока «Голос из хора», где имеется хориямб:
На строках, содержащих это симметричное сочетание хорея и ямба, глаз невольно задерживается, сознание читателя фиксируется на описываемых образах. Это заставляет глубже прочувствовать эмоции лирического героя, мысленно остановиться и задуматься над ними.
В этом отрывке автор намеренно акцентирует внимание читателя с помощью хориямба на центральном для произведения образе.
Хориямб часто можно встретить в творчестве Владимира Владимировича Маяковского. Вот несколько строф из стихотворения «Наш марш» (нужные стопы выделены курсивом, ударные слоги – полужирным шрифтом):
Хориямбы в сочетании со спондеями (двухсложная стопа с двумя ударными слогами) делает эти строки похожими на настоящую речёвку, которую могли бы скандировать демонстранты во время марша.
Таким образом, можно сказать, что хориямб, даже не являясь полноценным размером, в значительной степени влияет на восприятие стихов читателем. Создавая разрывы ритма, эта конструкция помогает выделить важный образ и заставить читателя лучше воспринять мысль автора.