«Лестница» И. Хемницер
Всё надобно стараться С погребной стороны за дело приниматься; А если иначе, все будет без пути. Хозяин некакий стал лестницу мести; Да начал, не умея взяться, С ступеней нижних месть. Хоть с нижней сор сметет, А с верхней сор опять на нижнюю спадет. «Не бестолков ли ты? – ему тут говорили, Которые при этом были. – Кто снизу лестницу метет?» На что бы походило, Когда б в правлении, в каком бы то ни было, Не с вышних степеней, а с нижних начинать Порядок наблюдать?
1782 г.
И. И. Хемницер «Полное собрание стихотворений». Раздел «Басни и сказки. Часть первая».
Анализ, мораль басни И. И. Хемницера «Лестница»
Басня «Лестница» написана в 1782 году зрелым авторитетным человеком, роль которого в создании басенного жанра трудно переоценить. В свое время его популярность не смогла заслонить даже более поздняя слава И. А. Крылова, его яркого последователя и литературного преемника.
Неудивительно, что педантичный талантливый Хемницер, немец по национальности, живя в российских реалиях, обратился к теме упорядочения. Будучи отставным военным и занимая высокие должности, автор ценил и понимал важность правил, гармонии, предсказуемости во всем. Думается, что даже лестница выбрана им как символ отформатированного ступенями пространства.
Автор иносказательно, но вполне недвусмысленно пытается сказать нам о несовершенстве всей общественной системы, социального устройства родной страны. Он предлагает «порядок наблюдать», начиная с высших ступеней административной иерархии. И этот понятно: именно там определяют генеральное направление всего хода вещей, внутренней и внешней политики государства.
Басня «Лестница» – одна из самых смелых и откровенных басен поэта. В ее рамках Иван Иванович использует такие средства художественной выразительности:
- прямое цитирование – «Не бестолков ли …? Кто … метет?», причем цитата составлена из цепочки риторических вопросов;
- риторический вопрос – «На что бы походило?..» – является деликатным упреком человеку, нарушающему законы здравого смысла, логический ход событий;
- антонимы – «вышние – нижние», «нижняя – верхняя» – которые являются символами значимости, установленной последовательности событий;
- устаревшие формы слов – «надобно (нужно)», «месть (мести)», «без пути (безрезультатно, (напрасно)», «потребная (нужная)», «некакий (некий)» – использование некоторых их них обусловлено необходимостью гармоничной рифмовки;
- инверсию – «бестолков ты», которая задерживает читательское внимание на главном герое басни;
- лексический повтор – «…с нижней сор сметет, а с верхней сор… на нижнюю…» – служит для создания акцента на определенном, важном для понимания смыла речи месте лестницы;
- аллитерацию – «с ступеней нижних месть», свистящая согласная с преобладает в тексте, создавая своеобразный звуковой «якорь».
Частотность глаголов – они содержатся в каждой строке – приводит к тому, что произведение наполнено действием. Но кипучая деятельность персонажей не приносит результата – тот, к кому горячо и безрезультатно обращаются, похоже, глух к наставлениям.
Автор использует множество местоимений, что делает изложение доходчивым и простым, понятным даже необразованному человеку. Слово «правление» используется в значении «управление, регулирование, упорядочение чего-либо».
Нельзя не заметить, что автор нигде не занимает активную позицию, за что его часто упрекала критика, и не дает оценок незадачливому герою басни, не осуждает его прямо. Мораль, с которой начинается басня, лишь тактично выражает авторское мнение. Она демократична и в то же время практически осуществима.