«Поток сгустился и тускнеет…» Ф. Тютчев
* * * Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет цвет, и звук немеет
В оцепененье ледяном, –
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она всё льется и, журча,
Молчанье мертвое тревожит.Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льется юности веселой,
Не блещет резвая струя, –
Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот –
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот!
Начало 1830-х годов.
Анализ стихотворения Тютчева «Поток сгустился и тускнеет…»
Точное время создания стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…» до сих пор не выяснено. Литературоведы относят его к 1830-м годам. В 1836-ом Тютчев отослал текст произведения князю Ивану Сергеевичу Гагарину, с которым познакомился в Мюнхене. Немногим позже стихотворение было впервые опубликовано в известном литературном и общественно-политическом журнале «Современник», основанном Пушкиным.
Федор Иванович – признанный певец природы. Его пейзажная лирика – истинная жемчужина русской поэзии девятнадцатого века. Порой при помощи обращения к красотам природы Тютчев раскрывает сложный внутренний мир человека. К таким стихотворениям относится и «Поток сгустился и тускнеет…». В первой части произведения перед читателями предстает небольшая пейзажная зарисовка. Поэт изображает бессмертную жизнь ключа, которую не в силах прервать даже сильный холод. Во втором восьмистишии речь идет о человеке. Аналогии между миром внутренним и окружающей действительностью Тютчев проводит посредством образного параллелизма. Холод способен сковывать не только воду, но и человеческую душу. Тогда в осиротелой груди перестает рождаться юношеское веселье. При этом Федор Иванович противопоставляет законы природы (естественные) человеческим законам (искусственно созданным). Холод, превращающий поток в лед, – явление закономерное и неизбежное. К «хладу бытия» у поэта отношение негативное. Он считает его злом, способным убить душу. Тем не менее, финал стихотворения Тютчев сделал позитивным:
Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот –
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот.
Тютчева принято считать представителем «чистого искусства» – литературного направления, которое провозглашало независимость художественных произведений от политической ситуации, общественных настроений и так далее. Термин «искусство ради искусства» родом из эпохи романтизма. Одним из первых его начал употреблять известный французский поэт Теофиль Готье. В России новое направление наиболее активно развивалось в середине девятнадцатого столетия. Теоретиком «чистого искусства» в нашей стране был писатель, критик и переводчик Александр Дружинин. Его идеи оказались близки не только Тютчеву, но также Фету, Майкову, Полонскому, Григорьеву. В 1856-1858 гг. под сильным влиянием воззрений Дружинина находился Лев Толстой.