«Врун» Д. Хармс
– Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!– Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!– А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных –
И не двадцать,
И не тридцать, –
Ровно сорок сыновей!– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок, –
Это просто ерунда!– А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы, –
Не как звери,
Не как рыбы, –
Точно ястребы летать!– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы, –
Это просто ерунда!– А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое –
Не тарелка,
Не лепешка, –
А большое колесо!– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, тарелка,
Ну, лепешка,
Ну еще туда-сюда,
А уж если колесо –
Это просто ерунда!– А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьем?– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, с дубинкой,
Ну, с метелкой,
Ну еще туда-сюда,
А с заряженным ружьем –
Это просто ерунда!– А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать,
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну еще туда-сюда,
А достать его руками –
Это
Просто
Ерунда!
1930 г.
Анализ стихотворения Д. Хармса «Врун»
Если вдуматься, детское стихотворение Д. Хармса «Врун», написанное в 1930 году, не такое уж и детское, хотя по форме и стилистике и напоминает поэтический опыт ребенка. Изложение представляет собой переплетение небылиц, которыми обмениваются собеседники. Зачин произведения бурлескный, популярный в пьесах тридцатых годов.
Бурлеск – это вид комической поэзии, и комизм основан на том, что абсурдное содержание с претензией на серьезность выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами. Вот и Хармс неоднократно использует один и тот же театральный прием – задуманное предисловие повторяется навязчиво и возбужденно, создает интригу, будоражит воображение читателя, но имеет смехотворно незначительное продолжение. Нагнетаемая важность сообщения оказывается до смешного несущественной. Это словно отсылка к поведению ребенка, который всеми силами привлекает к себе внимание, совершенно не представляя, что именно собирается сказать.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- авторский неологизм «пустолайки» – то есть лающие без причины, впустую;
- многосоюзие – «ни руками ни ногами», выделяющее каждый член ряда;
- вопросно-ответную форму изложения.
Но главный прием, на котором и строится произведение – «отстранение» слова делением его на слоги. Отстранение органа (в данном случае – носа, до которого не достать) является в искусстве характерным мотивом фольклора, а в искусстве – сюрреализма, абсурда и черного юмора. Лирический герой предлагает рассмотреть нереальную ситуацию, и для произведения характерны внешняя простота какой-то инфантильной формы, летучесть смыслов, которые возникают мгновенно как приметы детского, «безответственного» отношения.
Автор активно использует лексику неподготовленной разговорной речи – «ерунда», «допрыгать», «туда-сюда» – в значении «еще ничего, можно допустить, поверить», слова-дублеты, обилие восклицательных и вопросительных предложений.
Абсурдные противопоставления – «не как звери, не как рыбы», конкретика – «точно ястребы» – являются пародийными элементами. Стихотворение словно переносит читателя в игровой, вывернутый мир, близкий к детскому сознанию. Летающие существа и предметы, не способные к этому, – исконная русская ситуация чуда. Хотя лирический герой позиционируется как врун, его оппоненты мало чем от него отличаются. На самом деле они с удовольствием включаются в предложенную игру. При внешнем легкомыслии стихотворение будит фантазию ребенка, учит его понимать скрытую иронию.
Автор: Даниил Хармс