Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Врун» Д. Хармс

– Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!

– Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!

– А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных –
И не двадцать,
И не тридцать, –
Ровно сорок сыновей!

– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок, –
Это просто ерунда!

– А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы, –
Не как звери,
Не как рыбы, –
Точно ястребы летать!

– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы, –
Это просто ерунда!

– А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое –
Не тарелка,
Не лепешка, –
А большое колесо!

– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, тарелка,
Ну, лепешка,
Ну еще туда-сюда,
А уж если колесо –
Это просто ерунда!

– А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьем?

– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, с дубинкой,
Ну, с метелкой,
Ну еще туда-сюда,
А с заряженным ружьем –
Это просто ерунда!

– А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать,
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!

– Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну еще туда-сюда,
А достать его руками –
Это
Просто
Ерунда!

1930 г.

Анализ стихотворения Д. Хармса «Врун»

Если вдуматься, детское стихотворение Д. Хармса «Врун», написанное в 1930 году, не такое уж и детское, хотя по форме и стилистике и напоминает поэтический опыт ребенка. Изложение представляет собой переплетение небылиц, которыми обмениваются собеседники. Зачин произведения бурлескный, популярный в пьесах тридцатых годов.

Бурлеск – это вид комической поэзии, и комизм основан на том, что абсурдное содержание с претензией на серьезность выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами. Вот и Хармс неоднократно использует один и тот же театральный прием – задуманное предисловие повторяется навязчиво и возбужденно, создает интригу, будоражит воображение читателя, но имеет смехотворно незначительное продолжение. Нагнетаемая важность сообщения оказывается до смешного несущественной. Это словно отсылка к поведению ребенка, который всеми силами привлекает к себе внимание, совершенно не представляя, что именно собирается сказать.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • авторский неологизм «пустолайки» – то есть лающие без причины, впустую;
  • многосоюзие – «ни руками ни ногами», выделяющее каждый член ряда;
  • вопросно-ответную форму изложения.

Но главный прием, на котором и строится произведение – «отстранение» слова делением его на слоги. Отстранение органа (в данном случае – носа, до которого не достать) является в искусстве характерным мотивом фольклора, а в искусстве – сюрреализма, абсурда и черного юмора. Лирический герой предлагает рассмотреть нереальную ситуацию, и для произведения характерны внешняя простота какой-то инфантильной формы, летучесть смыслов, которые возникают мгновенно как приметы детского, «безответственного» отношения.

Автор активно использует лексику неподготовленной разговорной речи – «ерунда», «допрыгать», «туда-сюда» – в значении «еще ничего, можно допустить, поверить», слова-дублеты, обилие восклицательных и вопросительных предложений.

Абсурдные противопоставления – «не как звери, не как рыбы», конкретика – «точно ястребы» – являются пародийными элементами. Стихотворение словно переносит читателя в игровой, вывернутый мир, близкий к детскому сознанию. Летающие существа и предметы, не способные к этому, – исконная русская ситуация чуда. Хотя лирический герой позиционируется как врун, его оппоненты мало чем от него отличаются. На самом деле они с удовольствием включаются в предложенную игру. При внешнем легкомыслии стихотворение будит фантазию ребенка, учит его понимать скрытую иронию.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах