«Жду я, тревогой объят…» А. Фет
* * * Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!
13 декабря 1886 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск третий» (1888).
Анализ стихотворения Фета «Жду я, тревогой объят…»
Лирическое стихотворение, созданное Афанасием Афанасьевичем Фетом 13 декабря 1886 года, заслужило высокую оценку современников. Опубликовано впервые оно было в журнале «Русский вестник» в 1887 году. Философ и критик Н. Н. Страхов восхищённо писал: «Какая прелесть! Разумеется, «Жду я, тревогой объят» – чудесный Фет, один из самых лучших!». Философ В. Соловьёв отмечал удивительную гармонию любовного мотива и образа природы, звучащую в строках. Сам великий князь Константин Константинович Романов хвалил это стихотворение в своём дневнике, причём особенно ему понравилась последняя строфа. Рассмотрим, что же это за произведение, так полюбившееся ценителям поэзии XIX века.
Это стихотворение состоит из четырёх четверостиший. Рифма укладывается в схему abab. Стихотворный размер отличается изящной симметрией: первая стопа – это хорей, центральная – амфибрахий, а последняя стопа представляет собой зеркальное отражение хорея – ямб. Автор в произведении выступает в качестве лирического героя.
Важно отметить, что на момент создания этих строк поэту было уже более 60 лет. Это почтенный возраст, пребывая в котором люди уже не склонны к бурным эмоциям и редко предаются страстям. Однако в этих стихах мы можем уловить не только зрелую наблюдательность, но и юношескую нежность и пылкость.
Романтичность лирического героя проявляется с самых первых строк. В начале стихотворения мы видим анафору («Жду я… Жду тут…»), которая подчёркивает волнение юноши, обозначенное выражением «тревогой объят». В последней строфе мы можем заметить восторженные восклицания, которые также указывают на тонкую чувствительную натуру. О том же свидетельствуют выразительные эпитеты, встречающиеся в тексте («полуночный цветок», «молодые кусты», «сень лесная»).
Но помимо эмоциональности в этих строках присутствует и приметливость. Молодой человек, охваченный страстью к прекрасной возлюбленной, обычно не замечает, что происходит вне его сердца. Здесь в игру вступает умудрённый жизнью поэт. Это его внимательный взгляд и тонкий слух отмечают, что любви покорны не только все возрасты, но и все живые существа на Земле. Вот мы видим его глазами, как птицы зовут друг другу. Слышим, как оду любви поют насекомые. Здесь поэт приводит очень любопытное сравнение, когда показывает жука, налетевшего на ель. Он сравнивает удар о ствол с оборванной струной. Похоже, что насекомое сбилось с курса не иначе, как из-за весенней любовной лихорадки.
Таким образом, перед нами удивительный гимн нежному чувству, перед которым не может устоять ни одно живое создание на целой планете.