Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Дмитрий Мережковский

«Одиночество» Д. Мережковский

Поверь мне: люди не поймут 
     Твоей души до дна!..  
Как полон влагою сосуд, – 
     Она тоской полна.  

Когда ты с другом плачешь, – знай – 
     Сумеешь, может быть,  
Лишь две-три капли через край 
     Той чаши перелить.  

Но вечно дремлет в тишине 
     Вдали от всех друзей, –  
Что там, на дне, на самом дне 
     Больной души твоей.  

Чужое сердце – мир чужой, – 
     И нет к нему пути!  
В него и любящей душой 
     Не можем мы войти.  

И что-то есть, что глубоко 
     Горит в твоих глазах,  
И от меня – так далеко, – 
     Как звезды – в небесах…  

В своей тюрьме, – в себе самом – 
     Ты, бедный человек,  
В любви, и в дружбе, и во всем 
     Один, один навек!..

1890 г.
Сборник «Символы (Песни и поэмы)». Раздел «Песни и легенды».

Тематические подборки: стихи об одиночестве.

Анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Одиночество»

Стихотворение «Одиночество» написано в жанре интимной лирики в 1890 году, когда после духовного странничества по югу России Мережковский возобновляет сотрудничество с «Северным вестником». Очень показательно, что произведение о тотальном и неизбежном одиночестве пишет успешный поэт, известный литературный критик и молодой супруг красавицы жены, вдобавок, по мнению современников, переживающий «поворот к вере». Правда, в этом браке Дмитрий Сергеевич в полной мере вкусил многолетнего одиночества вдвоем.

Основной поэтический образ и ключевое слово – душа. Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • сравнения – «(душа) полна, как полон сосуд», «далеко, – как звезды»;
  • олицетворения – «не поймут … души до дна», «душа полна тоской», «что (нечто) дремлет в тишине, горит в глазах», «больная душа», «любящая душа»;
  • инверсию – «души твоей», «не можем мы войти», «сумеешь … через край … перелить», обусловленную требованиями стихотворного размера;
  • риторические восклицания – «… не поймут твоей души …!», «нет … пути!», «один навек!..» – отражают накал эмоций, искренность автора;
  • кольцо – «чужое сердце – мир чужой» – усиливает мотив безысходности и пустоты – в мире много только тоски;
  • лексику высокого стиля – «влага (читай – слезы)», «чаша», «небеса», придающую тексту патетические ноты;
  • метафоры – «полна тоской», «войти душой»;
  • лексические повторы – «на дне, на самом дне» – то есть настолько глубоко, что и не разглядеть, «один, один навек» – авторский способ повысить убедительность речи;
  • контекстуальные синонимы – «душа, сердце» – оба вместилища чувств, всего нерационального;
  • перифраз – «тюрьма» – подразумевается индивидуальное сознание конкретного человека;
  • эпитет – «бедный человек» – многозначное слово употребляется в значении «несчастный, возбуждающий жалость, сострадание»;
  • ряд однородных членов предложения – «любовь, дружба, все».

Стихотворение пронизано глубочайшим пессимизмом. Его символический подтекст – взаимопонимание и взаимопомощь невозможны в принципе; человеческий удел – тоска, плач и болезни; все вокруг чужое, далекое (это подчеркивают даже особенности авторской пунктуации: слова разделены тире) – и сочувствия ждать бесполезно.

Художественный текст иносказателен: талантливый молодой человек энциклопедических знаний, ассоциированный с лирическим героем, фатально несчастлив в браке. При всей условности текста очевидно, что Мережковский описывает личный опыт.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах