«Сосны» А. Фет
Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, –
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.
1854 г.
Анализ стихотворения Фета «Сосны»
Стихотворение «Сосны» было впервые опубликовано в журнале «Современник» в 1855 году. Время в произведении идет по кругу. Все начинается с весны, сменившей зиму. Этому посвящены первая и вторая строфы. Последнее четверостишие – рассказ о переходе от осени к зиме. Фет описывает смену природных циклов как процесс вечного обновления. Участие в нем преподносится в качестве дара истинной жизни. Из этого вырастает ключевая антитеза стихотворения. Поэт противопоставляет надменные сосны девственным кленам и плачущим березам.
Сосна – дерево вечнозеленое. Во многих культурах оно символизирует бессмертие, долголетие. У Фета сосны олицетворяют неизменность, пребывание вне времени. Лиственные деревья при этом означают способность к переменам. Поэт демонстрирует негативное отношение к соснам. Для него неизменность – это отстраненность от бытия, безжизненность. Вечнозеленые деревья Фет воспринимает как пример холодной красоты. Образ сосны в негативном ключе впоследствии встречается у поэта снова в стихотворении «Еще вчера, на солнце млея…»:
Глядя надменно, как бывало,
На жертвы холода и сна,
Себе ни в чем не изменяла
Непобедимая сосна.
По мнению литературоведов, «Сосны» – высказывание Афанасия Афанасиевича в своеобразной творческой дискуссии с Пушкиным. В знаменитом «…Вновь я посетил…» (1835) Александр Сергеевич упоминает три сосны, у корней которых разрослась роща – «племя младое, незнакомое». Создается положительный образ старости, взявшей под свое покровительство юношество. Встречается у Пушкина и другое вечнозеленое дерево – ель. Она у поэта ассоциируется с вечной жизнью природы, продолжающейся даже в зимний период. Достаточно вспомнить стихотворение «Зимнее утро», в котором «ель сквозь иней зеленеет». Холодную красоту из «Сосен» Фета можно сопоставить с «вечной красой» «равнодушной природы», встречающейся в произведении Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Вот только Александр Сергеевич вечную красоту благословляет, а Афанасий Афанасиевич ее категорически не приемлет.
В подтексте стихотворения Фета скрыт мотив творчества. В первой строфе упоминается «рой живых и сладких грез» – не это ли метафорическое обозначение вдохновения, плодов игры воображения? Рою противопоставляется трезвость сосен – возможно, имеется в виду неспособность человека жить и мыслить творчески, его излишний материализм.