«Ещё вчера, на солнце млея…» А. Фет
* * * Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.Глядя надменно, как бывало,
На жертвы холода и сна,
Себе ни в чем не изменяла
Непобедимая сосна.Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – все одето
Каким-то тусклым серебром.Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.
1864 г.
Из цикла «Снега».
Сборник «Вечерние огни. Выпуск первый» (1883). Раздел «Снега».
Анализ стихотворения Фета «Еще вчера, на солнце млея…»
Фет – приверженец так называемого чистого искусства, в чьем творчестве ярко проявились черты импрессионизма. Его стихотворения – не четкие описания тех или иных явлений, а передача впечатлений, эмоций и чувств, ими порожденных. В лирике Афанасия Афанасиевича царили три темы: любовь, назначение поэта и поэзии, природа. Обо всем остальном он предпочитал посредством рифм не говорить. Фет искренне считал, что высказывания, касающиеся политики, экономики, социальных проблем, не достойны быть облаченными в стихотворную форму. Интересно, что при этом в жизни Афанасий Афанасиевич оставался человеком вполне приземленным. В облаках он никогда не витал, слыл крепким хозяйственником. Современники нередко насмехались над поразительным несоответствием. Им было не понять, как можно обожествлять поэзию и вместе с тем эффективно управлять имением. Фета их издевательства не особо трогали, меняться он не собирался.
Зачастую Афанасия Афанасиевича интересовали переходные состояния в мире природы, начало того или иного явления. Это видно на примере пейзажного стихотворения «Еще вчера, на солнце млея…» (1864). В центре внимания поэта оказывается промежуток между осенью и зимой. Лирический герой удивляется, как быстро одно время года сменило другое. Он замечает, что еще вчера на деревьях оставались последние листья, бархатным ковром лежала пышно зеленеющая озимь – посевы однолетних злаков, прорастающие осенью и проводящие зиму под снежным покровом. Во второй строфе в негативном ключе упоминается сосна, которую поэт называет надменной и непобедимой. Зачастую в культуре это вечнозеленое дерево воспринимается в качестве символа долголетия, бессмертия. У Фета оно служит олицетворением пребывания вне времени, отсутствия изменений. Кроме того, сосна для него – пример холодной безжизненной красоты. В третьей строфе констатируется исчезновение лета, при этом речь явно идет о завершении осени. Далее следует описание пейзажа, характерного для первых зимних дней, – в полях не пасутся стада, унылы стали леса без травы и листьев. Бело, пусто, тускло, неприютно. Финал стихотворения получился сказочным, волшебным благодаря использованию нетривиальных средств художественной выразительности. Завершается осень – на смену царству злаков приходит царство горных хрусталей. Кажется, перенестись из одного царства в другое можно только волей невидимых глазу фей.