Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Многосоюзие

В русском языке есть множество средств, позволяющих придать речи разнообразные оттенки и эмоции, усилить её выразительность и живость. Одним из них является многосоюзие.

Многосоюзие (или полисиндетон) относится к стилистическим фигурам прибавления. Приём основан на намеренном многократном повторении союзов в параллельных отрезках речи. Причём могут быть использованы как сочинительные («и», «да», «или», «но» и др.), так и подчинительные («что», «как», «когда», «кто» и т. д.) союзы. Однако чаще всего встречается полисиндетон на основе соединительного союза «и».

Главной функцией многосоюзия считается усилительно-выделительная функция. Действительно, многочисленные повторы слова в определённом отрезке текста привлекают к нему внимание читателя, заставляют остановиться на нём и задуматься над содержащимися в нём образами.

Кроме этой литературоведы выделят дополнительные функции:

1. Изобразительная функция. Объединяя с помощью многосоюзия несколько (часто разнородных) деталей, автор создаёт целостную наглядно-образную картину.

И солнца поздний пыл в его коротких дугах,
Невластный вылиться в душистые плоды.
И жёлтый шёлк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья,
И парков чёрные, бездонные пруды,
Давно готовые для спелого страданья…

«Сентябрь», И. Анненский

2. Функция усиления эмоций, чувств и т. д. Полисиндетон позволяет увеличить интенсивность изображаемой эмоции, состояния и т. д., показать многообразие переживаний.

Мне кажутся порой лишь грёзою ничтожной,
Лишь дымкой лёгкою над бездной пустоты,
Толпою призраков, мелькающих тревожно,
И бредом тягостным болезненной мечты.
И сердце робкое сжимается тоскливо,
И жалко мне себя, и жалко мне людей,
Во власть покинутых судьбе несправедливой…

«Весь этот жалкий мир отчаянья и муки…», Д. С. Мережковский.

3. Функция усиления определённых тональностей, ощущений. Благодаря многосоюзию у читателя формируется цельное впечатление об изображаемых предметах, явлениях и событиях, их различиях или единстве, одновременности, последовательности, динамичности, интенсивности и т. д.

Когда, влача с тобой банальный разговор
Иль на прощание твою сжимая руку,
Он бросит на тебя порою беглый взор,
Ты в нём умеешь ли читать любовь и муку?
Иль грустной повести неясные черты
Не тронут никогда девической мечты?..
Иль, может быть, секрет тебе давно знаком

Иль хуже… жалок был – тургеневский малаец
С его отрезанным для службы языком.

«Когда, влача с тобой банальный разговор…», И. Анненский.

Я завидую тем, кто ничтожен и слаб,
Кто жестокому небу послушен, как раб,
Кто над грудами золота жадно поник,
Кто безумно ликует над жертвой в крови,
Кто в объятьях блудницы забылся на миг,
Кто вином опьянён, кто отдался любви, –
Только б чем-нибудь скорбные думы унять,
Только б мёртвую скуку в груди заглушив.

«Он сидел на гранитной скале…», Д. С. Мережковский.

4. Текстообразующая функция выражается в имитации повествовательной манеры речи, конструировании связного рассказа:

Не помнишь ты тот миг, как я, под длинной шалью
Сокрывши, голову на грудь твою склонял –
И был ответом вздох, твою я руку жал –
И был ответом взгляд и страстной, и стыдливый!
И месяц был один свидетель молчаливый
Последних и невинных радостей моих!..

«К гению», М. Ю. Лермонтов.

5. Характерологическая функция. Многосоюзие используется с целью имитировать разговорную речь, благодаря чему текст становится более правдоподобным и живым:

Как тускло пурпурное пламя,
Как мёртвы жёлтые утра!
Как сеть ветвей в оконной раме
Всё та ж сегодня, что вчера…

«Ноябрь», И. Анненский.

6. Интонационно-ритмическая функция проявляется в тех случаях, когда с помощью многосоюзия задаётся определённый ритм речи. Реализация данной функции более характерна для поэзии:

И ароматы… и движенье,
И шум, и блеск, и красота –
Зелёный бал – воображенья
Едва рождённая мечта…

«С кровати», И. Анненский.

Многие известные поэты используют полисиндетон в своих произведениях. Вот ещё несколько эффектных примеров применения этой фигуры в поэтическом тексте:

Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слёз, ни улыбки…
Только камни из мёрзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.

«Петербург», И. Анненский.

Здесь видим, как с помощью многосоюзия поэт демонстрирует пустоту, образовавшуюся в результате трагедии. Речь, конечно, идёт о Революции, свергшей монархию.

В следующем отрывке рассказывается уже о личных переживаниях лирического героя. Полисиндетон объединяет два события и делает их предвестниками несчастья:

Когда пробил последний счастью час,
Когда в слезах над бездной я проснулся,
И, трепетный, уже в последний раз
К руке твоей устами прикоснулся…

«Разлука», А. С. Пушкин.

В данном фрагменте реализуется изобразительная функция полисиндетона. Повторение союза «и» превращает разрозненные образы в гармоничную цельную картину:

Да вновь увижу я ковры густых лугов
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, сред блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.

«Царское село», А. С. Пушкин.

В следующем отрывке с помощью одинаковых союзов показано равенство описываемых событий:

Если красное знамя рдеется,
если люди дорвались до света,
это дело красноармейца,
первой опоры Совета.

«Герои и жертвы Революции», В. В. Маяковский.

И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с собой.

«За всё тебя, господь, благодарю!..», И. А. Бунин.

Здесь видим целых два случая применения многосоюзия. Оба они служат для создания ощущения безмятежности лирического героя, примирившего в своей душе противоречивые чувства.

Таким образом, полисиндетон выполняет в речи множество различных функций. Это делает фигуру востребованной и в художественной, и в публицистической, и в научной, и в повседневной речи.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах