Как писать стихи

«Родине (Рыдай, буревая стихия…)» А. Белый


«Родине» Андрей Белый

Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия,-
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины,-
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда — в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез —
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро,-
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия,-
Мессия грядущего дня!

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»

Революционные события 1917 года в русской культуре были приняты по-разному. Были такие деятели искусства, которые не понимали новых идей и критиковали их. Но были и те, кто приветствовал революцию с надеждой на прекрасное будущее. Среди таких поборников нового режима был и Андрей Белый. Многие его произведения так и пышут восторгом от происходящих вокруг него событий. Одним из таких стихотворений является «Родине (Рыдай, буревая стихия…)».

Это произведение было создано в августе 1917 года. Состоит оно из шести четверостиший. Стихотворный размер – амфибрахий. Рифма перекрёстная вида abab. Впервые произведение было опубликовано в литературном альманахе «Скифы», печатавшемся в 1917-1918 годах в Петрограде.

У этого стихотворения есть две интересные особенности. Первая – это его своеобразный язык. Если попробовать прочесть строки вслух, то можно удивиться, как резко и громко они звучат. Этот эффект достигается благодаря аллитерациям. Мы постоянно встречаем в тексте произведения такие слова, как «рыдай», «громового», «рокового», «бурно», «ядро». Именно повторы согласных «р», «д», «г» создают ощущение грохота и рёва стихий. Из-за этого эффекта даже те слова, которые должны звучать мягко («согреет», «серебро»), приобретают агрессивный оттенок.

Напряжение стихотворения усиливают эмоциональные обращения-рефрены. Дважды поэт восклицает «Россия, Россия, Россия», что показывает, что это не пустые слова, а священное для него имя родной земли.

Вторая отличительная черта – это образное наполнение стихотворения. В нём поэт причудливо переплетает самые, казалось бы, разнородные вещи, получая при этом неожиданно сбалансированную и яркую картину.

Начнём с того, что поэт ассоциирует революционное движение с силами природы. Военные столкновения напоминают ему о бурях и ураганах, а взрывы снарядов – о раскатах грома во время грозы. Мы видим необыкновенные эпитеты «огневое ядро», «фосфорически бурно», «космических дней», «млечных путей», которые отсылают к научным знаниям о целой планете и даже всей Вселенной. Эту сложную систему поэт рассматривает в рамках своей теософско-антропософских взглядов, о чём свидетельствует упоминание колец Сатурна – одной из фаз развития мира согласно этому философскому течению.

И как удивительно встретить в этом произведении слова об Иисусе Христе! Но поэт примиряет оба этих мировоззрения, глядя через их призму на кипящие вокруг страсти. Думается, что хаос, принесённый революцией, А. Белый воспринимал как начальный этап на пути к новому дню, прекрасному, как христианский рай. Оттого-то автор и смешивает такие несхожие идеи, создавая из них нечто новое и необычное в своём стихотворении.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах