Как писать стихи

Полиптотон


Всем известно крылатое латинское выражение «Vanitas vanitatum et omnia vanitas», которое переводится как «Суета сует и всяческая суета». Эта пословица отсылает нас к бренности жизни, к её мелочности и ничтожности в сравнении с божественным промыслом. Кроме того, так говорят о каких-либо бестолковых хлопотах. Именно соседство нескольких форм одного и того же слова формирует ощущение сумятицы. Сами слова будто суетятся, толкаются друг с другом и создают пустой бесполезный шум. Так выражение становится более доходчивым и понятным.

Этот приём повтора одного и того же слова, представленного в различных падежах, называется «полиптотон» или многопадежие. Иногда о полиптотоне говорят, когда в одном предложении встречается несколько однокоренных слов. Термин пришёл к нам из греческого языка, где слова «polys» и «pipto» переводятся как «много» и «падеж» соответственно. Полиптотон является одной из стилистических фигур прибавления. Благодаря ему создаётся эффект нагромождения образов, родственности или, наоборот, контрастности предметов, явлений, событий и др. Кроме того, полиптотон концентрирует внимание слушателя или читателя, делает сказанное более запоминающимся.

В обычной речи полиптотон представлен в основном в виде устоявшихся выражений и пословиц. Примером первых могут служить такие известные словосочетания, как «святая святых», «во веки вечные», «во веки веков», «рука об руку», «вода водой» и т. д.

Благодаря свойству полиптотона придавать выражению ироничность, убедительность, способности как бы настаивать на важной мысли, эта фигура стала основой многочисленных пословиц и поговорок. Вот некоторые из них:

Один сын – не сын, два сынаполсына, три сынасын.

Бережёного Бог бережет.

На безрыбье и рак — рыба.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Коси коса пока роса, роса долой – и мы домой.

Сваха улками ходит, проулками да закоулками.

Рыбак рыбака видит издалека.

Вода с водой – не как гора с горой, сливаются.

Бедность не грех, а до греха доводит.

Пей перед ухою, за ухою, после ухи и поминаючи уху.

Большому кораблю – большое плавание.

Полиптотон применяется и в художественной литературе. Вот отрывок из стихотворения «Анчар» А. С. Пушкина:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Здесь видим наиболее распространённую форму полиптотона, где в разных падежах повторяется имя существительное. Тот же вид представлен в стихотворении В. В. Маяковского «Сказка про красную шапочку»:

Жил был на свете кадет.
В красную шапочку кадет был одет.

Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
ни черта в нем красного не было и нету.

Услышит кадет — революция где-то,
шапочка сейчас же на голове кадета.

Жили припеваючи за кадетом кадет,
и отец кадета, и кадетов дед.

Вот два примера полиптотона, содержащиеся в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу я один на дорогу»:
Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь

В этих отрывках повторение слов «звезда», «грудь» словно делает эти предметы самостоятельными действующими лицами, одушевляет их и придаёт большее значение им, нежели личности лирического героя.

Этим средством пользуется К. Д. Бальмонт, когда желает усилить производимое стихами впечатление:

И точно вопрошал пустынный мир: «За что?»
И красота кругом бессмертная блистала,
И этой красоты не увидал никто,
Увы, она сама себя не увидала.

«На дальнем полюсе»

В зарубежной поэзии полиптотоны также встречаются. Примером использования этой фигуры речи является сонет №116 Уильяма Шекспира. Вот отрывок на английском языке:

Let me not to the marriage of true minds
Admit impediments; love is not love
Which alters when it alteration finds,
Or bends with the remover to remove.

Н. В. Гербелю при переводе удалось сохранить эту риторическую фигуру:

К слиянью честных душ не стану больше вновь
Я воздвигать преград! Любовь — уж не любовь,
Когда меняет цвет в малейшем измененье
И отлетает прочь при первом охлажденье.

В англоязычной версии мюзикла «Отверженные» обнаруживаем такие строки, в которых тоже присутствует полиптотон:

I dreamed a dream in time gone by
When hope was high
And life worth living

Перевод:

В своё время я мечтала,
Когда надежда была сильна,
А жизнь стоила, чтоб жить

Часто полиптотоном пользуются ораторы, политики и другие деятели, выступающие перед публикой. Некоторые высказывания, содержащие эту фигуру, быстро запоминаются и превращаются в афоризмы.

Power tends to corrupt, and absolute power corrupts absolutely. – Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Лорд Джон Актон, английский политик и историк.

Аляска – это бесконечные мили и мили бесконечных миль и миль. Л. Л. Левинсон, американский писатель.

Бедность – мука, порождающая все муки. Клайв С. Льюис, британский писатель, преподаватель и богослов.

Таким образом, свойства полиптотона придавать речи убедительность, подчёркивать контраст или сходство предметов, усиливать выразительность и делать сказанное более понятным и запоминающимся позволяет использовать эту фигуру в различных сферах жизни. Поэтому мы находим её и в художественной прозе, и в поэзии, и в публицистике, обнаруживаем в афоризмах и народных мудростях.



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах