Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иннокентий Анненский

«Сентябрь» И. Анненский

Раззолочённые, но чахлые сады
С соблазном пурпура на медленных недугах,
И солнца поздний пыл в его коротких дугах,
Невластный вылиться в душистые плоды.

И желтый шелк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья,
И парков черные, бездонные пруды,
Давно готовые для спелого страданья…

Но сердцу чудится лишь красота утрат,
Лишь упоение в завороженной силе;
И тех, которые уж лотоса вкусили,
Волнует вкрадчивый осенний аромат.

Анализ стихотворения Анненского «Сентябрь»

Стихотворение «Сентябрь» Иннокентия Анненского (1856–1909) было опубликовано в 1904 году в сборнике «Тихие песни». Самому поэту было на тот момент уже 48 лет, он давно вступил в пору зрелости. Это наложило особый отпечаток на лирику. Знакомые читателю по произведениям Ивана Бунина и Александра Пушкина осенние образы приобретают иной вид и производят совершенно другое впечатление.

Взрослое отношение Иннокентия Федоровича к осени отличается от романтических представлений поэтов-предшественников. Анненский не видит в постепенном угасании природы ничего возвышенного и прекрасного. Если для Пушкина осень была «очей очарованьем», то для Анненского – это начало разложения и смерти. В произведении преобладают мрачные образы, в которых красота сливается с неприглядностью:
Раззолочённые, но чахлые сады
С соблазном пурпура на медленных недугах…
И жёлтый шёлк ковров, и грубые следы,
И понятая ложь последнего свиданья…

То, что лирический герой стихотворения, глядя на окружающий мир, подмечает именно такие сочетания, характеризует его как пресыщенного жизнью, роскошью, уставшего и сломленного человека. Он больше не способен впитывать красоту, поэтому живописные образы и метафоры – «шелк ковров», символизирующий опавшую листву; спелые плоды и солнечные лучи соседствуют в его сознании с увяданием, грубостью и страданием. Это отношение роднит автора с французскими «проклятыми поэтами» Артюром Рембо и Шарлем Бодлером, которые также обращались к подобным темам в своем творчестве.

На одиночество и израненную душу героя указывает фраза:
Но сердцу чудится лишь красота утрат,
Лишь упоение в заворожённой силе…

Он уже смирился с тем, что жизни сопутствуют невзгоды и опустил руки перед роком. Горькая судьба, воплощенная в образе «завороженной силы», уже не пугает героя, а, наоборот, сулит покой и прекращение страданий. Поэтому в последней строфе упоминается лотос, который согласно поверьям древних греков, позволял тому, кто употребил вино из его цветков, позабыть все невзгоды и заснуть блаженным сном.

Читателя на протяжении всего стихотворения может преследовать ощущение предопределенности и безысходности. Оно возникает из-за того, что каждая строфа имеет кольцевую рифму abba, которая подчеркивает замкнутость и оторванность героя от радостей жизни.

Можно предположить, что сентябрь ассоциируется у автора с закатом человеческой жизни. Несмотря на то, что годы зрелости все еще приносят удовлетворение от жизни, он все равно чувствует дыхание подступающей старости с ее болезнями. Поэтому стихотворение завершается фразой о «вкрадчивом осеннем аромате» как символе медленно приближающейся смерти.



Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.

Маяковский не здоровался за руку (в крайних случаях использовал платок). Причина: отец поэта умер от сепсиса, после укола булавкой.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах