«Я жду… Соловьиное эхо…» А. Фет
* * * Я жду… Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.Я жду… Темно-синее небо
И в мелких и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и в ногах.Я жду… Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад…
Прости, золотая, прости!
1842 г.
Из цикла «Вечера и ночи».
Анализ стихотворения Фета «Я жду… Соловьиное эхо…»
Стихотворение «Я жду… Соловьиное эхо…» написано в 1842 году и относится к раннему творчеству Фета. В тот период поэт сильно увлекался поэзией великого немецкого романтика Генриха Гейне, его влияние ощутимо и в манере рассматриваемого произведения. Главная особенность анализируемого текста, которая сразу бросается в глаза, – недосказанность. Фактически Афанасий Афанасиевич дает читателям лишь намеки, с их помощью они должны самостоятельно воссоздать лирический сюжет. Начало каждого четверостишия – фраза «я жду», в конце стоит многоточие, призванное подчеркнуть вышеупомянутую недосказанность. Новая строфа – новая картина ожидания, при изображении которой важное место отведено ярким пейзажным деталям. В первой – соловьиное эхо, трава, блестящая при лунном свете, светлячки. Во второй – темно-синее небо, усыпанное мелкими и крупными звездами. В третьей – покатившаяся на запад золотая звезда. От всех картин веет умиротворением, спокойствием, гармонией человека с самим собой и окружающим миром.
Рассказ более или менее внятной истории Фета здесь не интересует. Более того – нельзя даже точно сказать, чего ждал лирический герой стихотворения. Идет ли речь о свидании с возлюбленной? Или имеется в виду падение звезды? Все это дается на откуп читательской фантазии. Стихотворение носит характер фрагмента, что часто встречается в творческом наследии Афанасия Афанасиевича. Современники нередко высмеивали эту особенность лирики Фета, писали многочисленные пародии. В большинстве случаев насмешки были связаны с непониманием поэтического метода Афанасия Афанасиевича, неспособностью объяснить, почему он тяготеет к фрагментарности, недосказанности, малому количеству глаголов. Люди, с симпатией относившиеся к поэзии Фета, зачастую главные черты его лирики связывали с влиянием Гейне. Гораздо позже в литературоведении наибольшее распространение получили другие взгляды. «Неясность» стихотворений начали обусловливать близостью лирики Афанасия Афанасиевича к музыкальным произведениям, а также импрессионистической манерой.
Поэзия Фета оказала огромное влияние на авторов Серебряного века. В их творчестве нередко встречаются отсылки к его произведениям. Например, анализируемый текст нашел отражение в стихотворении Бальмонта «Колеблются стебли зеленой долины…». Там есть и употребление анафоры «я жду», и несколько напрямую соотносящихся строк.