«Родина» Н. Языков
Краса полуночной природы,
Любовь очей, моя страна!
Твоя живая тишина,
Твои лихие непогоды,
Твои леса, твои луга,
И Волги пышные брега,
И Волги радостные воды –
Всё мило мне, как жар стихов,
Как жажда пламенная славы,
Как шум прибережной дубравы
И разыгравшихся валов.Всегда люблю я, вечно живы
На крепкой памяти моей
Предметы юношеских дней
И сердца первые порывы;
Когда волшебница-мечта
Красноречивые места
Мне оживляет и рисует,
Она свежа, она чиста,
Она блестит, она ликует.Но там, где русская природа,
Как наших дедов времена,
И величава, и грозна,
И благодатна, как свобода, –
Там вяло дни мои лились,
Там не внимают вдохновенью,
И люди мирно обреклись
Непринужденному забвенью.Целуй меня, моя Лилета,
Целуй, целуй! Опять с тобой
Восторги вольного поэта,
И сила страсти молодой,
И голос лиры вдохновенной!
Покинув край непросвещенный,
Душой высокое любя,
Опять тобой воспламененный,
Я стану петь и шум военный,
И меченосцев, и тебя!
1824 г.
Анализ стихотворения Языкова «Родина»
Стихотворение «Родина» было написано Н. М. Языковым в 1824 году, в период обучения в Дерпте, полный веселья и излишеств, которые подорвали здоровье юноши. Несмотря на то, что Языков не окончил университетского курса, он вырос в настоящего русского поэта, несгибаемого патриота и гражданина. Гражданский пафос сквозит даже в его любовных стихотворениях.
Стихотворение «Родина» относится к категории дифирамбического (восхваляющего) стиха и является ярким признанием в любви своей отчизне. Творческая манера Н. М. Языкова напоминает Пушкина, которого он обожал.
Поэт недаром носил такую «говорящую» фамилию – его владение языком безукоризненно. Стихотворение «Родина», как драгоценное кружево, буквально сплетено из тропов – один из них плавно переходит в другой. Здесь и метафоры – «краса природы», «любовь очей», «жажда славы», «жар стихов», «любя душой», «дедов времена», «восторги поэта», метонимия – «дни лились», олицетворение – «предметы …живы», лексический повтор – «Целуй меня, … целуй, целуй!»
Среди других средств художественной выразительности – яркие эпитеты: «пламенная жажда», «живая тишина», «лихие непогоды», «вдохновенная лира», «молодая страсть», «вольный поэт», «радостные воды»; многосоюзие – «и величава, и грозна, и благодатна», «восторги, и сила…, и голос», «стану петь и шум …, и меченосцев, и тебя», сравнения – «природа грозна, как наших дедов времена», «благодатна, как свобода»; анафора – «И Волги … брега, и Волги … воды», «Твоя живая тишина, твои … непогоды, твои леса, твои луга» и многочисленные риторические восклицания.
Нужно понимать, что автор имеет в виду, используя некоторые обороты: к примеру, эпитет «полуночная» значит «северная», а вовсе не «ночная», «шум военный» – «грохот сражений», а «меченосцы» – «ратники, военные». Лилета (искаженное Лилит) – нарицательное название коварной искусительницы, в контексте стихотворения это символ удальства и чувственных наслаждений. Интересно, что не только красота родной природы, но и женская любовь вдохновляет поэта на создание патриотических стихов.
Поэт усматривает величие в простых, привычных глазу пейзажах – прибрежных дубравах, лугах, лесах и даже лихой непогоде. Ткань произведения, невзирая на кажущуюся легкость, содержит важные посылы – поэт не представляет жизни без творчества и, несмотря на бурную молодость, остается чистым душой человеком.