Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иннокентий Анненский

«Я люблю» И. Анненский

Я люблю замирание эха
После бешеной тройки в лесу,
За сверканьем задорного смеха
Я истомы люблю полосу.

Зимним утром люблю надо мною
Я лиловый разлив полутьмы,
И, где солнце горело весною,
Только розовый отблеск зимы.

Я люблю на бледнеющей шири
В переливах растаявший цвет…
Я люблю все, чему в этом мире
Ни созвучья, ни отзвука нет.

Из цикла «Трилистник замирания».
Сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Раздел «Трилистники».

Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»

Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов, названных трилистниками. Такая структура вызвала неоднозначную реакцию со стороны читателей начала двадцатого столетия. Брюсов считал распределение стихотворений «искусственным и претенциозным». По признанию Бальмонта, перечисление даже части оглавления рождало в нем ощущение музыкальности души.

«Я люблю» входит в «Трилистник замирания». Впервые произведение было опубликовано в сборнике «Северная речь» (1906). Один из автографов сопровождается посвящением на французском языке: «A mon juge impeccable» (в переводе – «Моему непогрешимому судье»). В стихотворении главная роль отведена теме предназначения поэта и поэзии. В первых строках говорится о «замирании эха». Далее следует развертывание образа. Акцент Анненский делает не на «эхе», а на «замирании», что соотносится с названием цикла, в который входит «Я люблю». Иннокентий Федорович представляет вниманию читателей различные облики замирания. Среди них – «разлив полутьмы», «бледнеющая ширь», «розовый отблеск зимы». Каждый принадлежит миру природы. В финале произведения оказывается, что там им «ни созвучья, ни отзвука нет». Зато отклик находится в душе поэта.

Стихотворец сравнивается с эхом, что отсылает к творчеству Пушкина. Конкретнее – к его «Эху» (1831). Анненский с этой миниатюрой не просто был знаком, он внимательно ее изучал. Упоминания о ней встречаются в «Речи о Достоевском». Иннокентий Федорович называет стихотворение прелестным и отмечает его ключевое сравнение – поэт сопоставляется с отголоском разных природных звуков. Точку зрения Пушкина Анненский разделяет не в полной мере. По мнению Иннокентия Федоровича, стихотворец не пассивен в отличие от эха. Перенося на бумагу объекты реальной действительности, он вкладывает свои мысли, душу, взгляды на мир, убеждения и так далее. Анненский считал, что поэт посредством творчества отражает идеал, делая его доступным для созерцания обыкновенным людям.

Что бы ни говорили об Иннокентии Федоровиче современники, переоценить его влияние на русскую литературу двадцатого века очень сложно. Речь идет не только об отдельных авторах – Пастернаке, Ахматове и других, но и целых направлениях – акмеизме и футуризме.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах