«Заповедей не блюла, не ходила к причастью…» М. Цветаева
* * * Заповедей не блюла, не ходила к причастью.
Видно, пока надо мной не пропоют литию,
Буду грешить – как грешу – как грешила: со страстью!
Господом данными мне чувствами – всеми пятью!Други! Сообщники! Вы, чьи наущенья – жгучи!
Вы, сопреступники! – Вы, нежные учителя!
Юноши, девы, деревья, созвездия, тучи, –
Богу на Страшном суде вместе ответим, Земля!
26 сентября 1915 г.
Анализ стихотворения Цветаевой «Заповедей не блюла…»
Особое место в творчестве молодой Цветаевой занимает мысль о греховности земного бытия как явлении естественном. «Нрав бродяч» лирической героини, ее страстная судьба – пример следования велению искреннего сердца, а не обывательским стереотипам о благопристойности. Цветаевская грешница не одинока: ей вторит обобщенный образ женщины, возникающий «В гибельном фолианте…» Верность земной любви – суть женской природы, за которую нельзя осуждать.
Художественный текст, созданный в 1915 г., выделяется из ряда цветаевских творений. Он появился в день рождения автора и мыслился как своеобразная черта, подводящая итог ушедшему году.
Стихотворение открывается откровенным признанием: героиня не подходит под определение набожного человека, строго соблюдающего религиозные обряды. Характеризуя необычный образ жизни, поэтесса привлекает три формы глагола «грешить». Их сочетание составляет основу страстного манифеста лирического «я». В нем изрядную долю занимает юношеское желание противиться косному жизненному укладу, на деле погрязшему в бездуховности и лицемерии. Эмоциональное поведение героини, ее искренность и отвага противостоят устоям ханжеского общества.
В конце первой строфы автор затрагивает глубинный философский вопрос: грешные чувства смертных являются даром Божьим. Лирический субъект, ведомый противоречивыми желаниями, указывает на двойственную природу мира, созданием которого является.
Содержание второго четверостишия развивает мысль о неоднозначности мироустройства, уводя от темы индивидуальных ощущений субъекта речи. Основную часть текста занимают обращения, лирические адресаты которых подчеркнуто разнообразны. Люди, деревья, природные явления – смелая героиня взывает ко всему окружающему. При помощи призывов моделируется масштабное общество «сопреступников» – тех, кто будет призван к ответу на Страшном суде. Лирическое «я» утрачивает лидерские позиции, проявившиеся в первой части текста. Героиня осознает себя частью земного мира, грандиозные размеры которого служат весомым доводом в пользу вселенских грешников.
Образ искренней жизнерадостной женщины соотносится с персонажем знаменитой цветаевской «Бабушке». Героини обоих текстов, захваченные бурным потоком эмоций, обладают способностью безоглядно наслаждаться счастьем, с достоинством принимая неизбежность земного конца и расплаты за прошлое.