«В гибельном фолианте…» М. Цветаева
* * * В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины. – Ars Amandi1
Женщине – вся земля.Сердце – любовных зелий
Зелье – вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.Ах, далеко до неба!
Губы – близки во мгле…
– Бог, не суди! – Ты не был
Женщиной на земле!
29 сентября 1915 г.
1 Искусство любви (лат.).
Анализ стихотворения Цветаевой «В гибельном фолианте…»
Известное произведение, написанное осенью 1915 г., начинается с образа «гибельного» тома, загадочного художественного текста, несущего в себе опасное искушение для смертных. Латинское название, упомянутое в первой строфе, уточняет авторскую аллюзию. Героиня имеет в виду знаменитый цикл Овидия, посвященный, по пушкинскому выражению, «науке страсти нежной». Позиция лирического «я» категорична: не вымышленные переживания, а живая природа – истинный источник чувственных ощущений, передающих мощь земной любви.
Обобщенный образ женщины, верной наследницы прародительницы Евы, является центральным в стихотворении. Интересно, что в концепцию главного образа включены христианские представления об изначальной греховности женской природы – «с колыбели». Отталкиваясь от них, поэтесса приходит к выводам, противоположным тезисам церковной доктрины. Цветаевский персонаж следует естественным желаниям, а не обуздывает их.
Эмоциональность, откровенность, отвага – эти черты характера сближают лирического субъекта с главным персонажем. Для обеих героинь мерилом, точно идентифицирующим искренность чувств, становятся движения сердца. Последнее имеет метафорическую характеристику «зелий зелье». Образ с подобной структурой – не единственный в цветаевской лирике. Родной дом, с которым связывают радостные воспоминания ушедшего детства, субъект речи называет «душой души». При помощи тавтологических конструкций, создающих «образ в квадрате», поэтесса усиливает экспрессивность слога.
В финальной строфе лирическое «я» отчасти объясняет причины, побудившие женщину предпочесть земное небесному. Компоненты классической антитезы получают оригинальную расстановку: все греховное близко и соблазнительно, все возвышенное, холодное и невозмутимое – далеко. Кульминационный момент, бунт лирического субъекта, помещен автором в концовку текста. Он начинается с просьбы к Господу, после которой следует дерзкий выпад: бесстрашная героиня отказывает бесстрастному Богу, чуждому земных забот, в понимании сути женской натуры. Отсутствие опыта – причина, по которой не следует жестоко судить дочерей Евы, поддавшихся греховным соблазнам.
Разные женские судьбы, объединенные одним итогом, представлены в сложном собирательном образе сестриц, «девиц любезных» в произведении «Быть в аду нам, сестры пылкие…» Здесь мнение лирического «я» неумолимо: «прогулявших небеса» ждет расплата.