Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Демьянова уха» И. Крылов

         «Соседушка, мой свет!
         Пожалуйста, покушай». –
«Соседушка, я сыт по горло». – «Нужды нет,
      Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» –
«Я три тарелки съел».– «И, полно, что за счеты:
         Лишь стало бы охоты, –
      А то во здравье: ешь до дна!
      Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
      Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
      Сбирается с последней силой
И – очищает всю. «Вот друга я люблю!»
Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю.
   Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»
         Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
            Схватя в охапку
            Кушак и шапку,
      Скорей без памяти домой –
   И с той поры к Демьяну ни ногой.
____________
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
   И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Дата создания: не позднее июня 1813 г.

Анализ басни И. А. Крылова «Демьянова уха»

Басня «Демьянова уха» давно стала классикой русской классической литературы, а ее фрагменты разобраны на цитаты. Она является редким образцом того, насколько самокритичным может быть большой русский поэт. Сценка, в которой радушный хозяин пытается насильно осчастливить собеседника, несет глубинный философский смысл. Недалекий Демьян выказывает ту самую простоту, которая хуже воровства.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • частотные обращения – «соседушка», «мой свет дружочек», «жена», «мой милый», «писатель» – позволяют выделить всех без исключения персонажей и адресата поэтического послания;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «соседушка», «тарелочка», «ушица», «дружочек», «лещик», «кусочек», «ложечка» – подчеркивают умильный и одновременно иезуитский, издевательский характер Демьянова угощения;
  • множество восклицательных предложений – «…мой свет!», «ушица на славу сварена!», «ешь до дна!», «Что за уха!», «Потешь (порадуй) же…!», «вот … кусочек!», «Еще ложечку! …», «кланяйся, жена!», «друга я люблю!», «скушай … , мой милый!» – отражают чувства Демьяна, его простодушную ретивость, доводящую гостя до исступления;
  • фразеологизмы – «ни ногой» – «не ходит, избегает встречи», «до дна», «без памяти» – «не помня себя, не отдавая себе отчета в том, что делает», «сыт по горло» – в значении «пресыщен чем-либо» – горло упоминается в контексте как мера полноты – такие обороты народной речи используются для придания достоверности простой жанровой сценке;
  • метонимия – «три тарелки съел», «скушай тарелочку» – перенос значения по смыслу позволяет сократить объем текста без потери смысла;
  • сравнения – «жирна, как будто янтарем подернулась», «катился градом»;
  • эпитет – «миленький дружочек»;
  • ряды однородных членов предложения – «лещик, потроха, … кусочек» – то есть уха была сборная, из разных сортов рыбы – Демьян готовил угощение, не жалея средств, «ни отдыху, ни сроку (времени подумать)», «берет, сбирается, очищает»;
  • инверсия – «подернулась она», «потчевал Демьян», «катился пот», «дар прямой», «ближнего ушей», «тошнее будут всем», «друга люблю», «Фока мой»;
  • контекстуальные антонимы – «проза – стихи»;
  • архаизмы – «кушак – пояс из шнура или широкого куска ткани, «ведай» – «знай»;
  • старославянизм – «здравье»;
  • антонимы – «люблю – не терплю»;
  • эллипсис – «скорей без памяти (побежал) домой».

Некоторые выражения требуют пояснения. Вводное слово «ей-же-ей» употребляется в значении «ей-богу». «Мой свет» – ласковое, приветливое просторечное обращение. Наречие «на славу» означает «прекрасно, хорошо, очень удачно», выражение «стало бы охоты» – «было бы желанье», «подернулась» – значит «покрылась». Мастер русского слова единственным словосочетанием – «янтарем подернулась» – описывает покрывающую рыбный бульон аппетитную пленку жира желто-оранжевого – янтарного – цвета.

Произведение адресовано в первую очередь пишущим творческим людям. Великий мудрец И. А. Крылов убеждает их в том, что творцу мало таланта, ему необходимы еще такт и чувство меры. А графомания является проявлением неуважения к читателю.

Но посыл писателя – не только им, но и всем нам. На примере басни мы видим, что преувеличенное, чрезмерное гостеприимство превращается в свою противоположность и заставляет человека спасаться бегством, как смиренный незадачливый Фока. Человек, который допускает злоупотребления – угощая ли, угождая ли – тешит прежде всего свое самолюбие. Такое поведение несет в себе элементы самолюбования и доминирования, подавления, поэтому оно нестерпимо.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


Вижу ли ночи светило приветное
Или денницы прекрасной блистание,
В сердце ласкаю мечту безответную,
Грустную думу земного страдания…
(10 сентября 1854 г. - «Тоска» А. Апухтин) https://pishi-stihi.ru/toska-apuhtin.html

Судьбу М. Лермонтова решила монетка. Поэт серьезно относился к всяческим предсказаниям. Монету он подбрасывал, чтобы решить, остаться в Пятигорске или ехать на службу. Судьба решила в пользу Пятигорска: именно там Лермонтов погибает, получив пулю в грудь.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах