«Прячет месяц за овинами…» С. Есенин
* * * Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
1914–1916 г.
Анализ стихотворения Есенина «Прячет месяц за овинами…»
Есенинского лирического героя, чуткого к изменениям природы, приводит в восторг картина всеобщего весеннего обновления. Душевный подъем передан при помощи светлых восторженных интонаций и нежных образов, олицетворяющих «красавицу весну». Одним из первых образов-символов стала черемуха, которая щедро сыплет белоснежными лепестками, похожими на снег. Компонент авторской аллегории, цветущее дерево соотносится с обликом невесты лирического «я». Развивая тему, поэт опирается на принцип персонификации, заявленный в раннем опыте. В стихотворении «Чары» весна принимает обличье царевны, которая больше похоже на вакханку. Однако мощь заколдованной повелительницы несомненна: ее славит птичий хор, а подданные стараются подражать госпоже. Подчиняя волю персонажей любовным переживаниям, автор создает идеальное художественное пространство – сказочное, гармоничное, ликующее.
В пейзажной зарисовке, открывающей произведение 1914–1916 гг., также сильно влияние мифологических мотивов. Замечание о зареве, которое постепенно появляется на востоке, предваряется фантастической сценкой. Месяц пытается спрятать свой «желтый лик» от восходящего солнца. Последнее наделяется архаичным эпитетом «ярый», имеющим праславянские корни. Оба природных образа максимально персонифицированы по принципам, характерным для фольклорных произведений.
Галерею олицетворенных образов продолжает туманная заря. Она сравнивается с очами невесты – глубокими и таинственными.
Подробно оговорив обстоятельства лирической ситуации, субъект речи подходит к описанию главного персонажа – весны, на этой раз уподобленной образу одинокой странницы. Упомянуты традиционные атрибуты ее внешнего облика – посошок и берестяные лапти. Необычная героиня занята работой: она украшает березы «серьгами звонкими». Когда солнце окончательно рассеивает туманную мглу, мотив загадки получает разрешение, закономерное в системе сказочного мира: скромная богомолка превращается в мотылька и покидает рощу. Стремясь подчеркнуть масштабность чудесных весенних перемен, поэт посчитал нужным обозначить следующий пункт в путешествии волшебницы – сиреневый сад.
Примеры, когда антропоморфическая картина мира обнаруживает явные мифопоэтические корни, характерны для раннего есенинского творчества. Художественное пространство подобных текстов сконструировано по законам сказки: его населяют лешие, русалки, колдуньи, олицетворенные образы животных.