«Первый Спас» К. Бальмонт
Яблоки, орехи, мёд,
Это – первый Спас.
Сколько сладости течёт,
Сколько свежих нежных вод,
Сколько ядер лес даёт, –
Всё для нас.Яблонь белая, в цвету,
Усладила пчёл.
Сколько пений налету,
Сколько блесков, не сочту,
Мир весною в Красоту
Весь вошёл.Если ж Осень подошла,
Кончен путь Весны,
Радость первая светла.
Лето – жарче. Страсть пришла.
Виден весь узор узла.
Дышат сны.Зреет всё. Осенний час.
Яблок – плод живой.
Прежде всех пленил он нас,
Ядра с ним – в числе прикрас,
Мёд. Как сладок первый Спас,
И второй.
Сборник «Зелёный Вертоград» (1909).
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Первый Спас»
Стихотворение вошло в сборник «Зеленый виноград», вышедший в 1909 году. Оно описывает авторское отношение к религиозному празднику как неотъемлемой части русской народной традиции, части национальной идентичности.
Медовый (или яблочный) Спас – народное название одного из трех величайших праздников православной церкви. Его название происходит от наименования Христа Спасителя.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- ряды однородных членов предложения – «яблоки, орехи, мед», «ядра, мед», «первый, второй»;
- перифраз – «ядра» – автор, выделяя суть, то есть самое ценное, подразумевает орехи и избегает таким образом самоповторов;
- инверсию – «яблонь белая», «дышат сны», «зреет все», «плод живой», «пленил он», «сладок Спас», «виден узор» – она обусловлена необходимостью соблюдения стихотворного размера;
- метафоры – «мир вошел в красоту», «вошел весною», «узор узла» – позволяют сократить объем текста без потери смысла;
- контекстуальные антонимы – «Весна – Осень»;
- олицетворения – «радость светла», «сны дышат», «лес дает», «яблонь усладила» – очеловечивают чувства и природные явления, делают их персонажами произведения;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «виден весь узор узла», которая создает звуковой акцент;
- эллипсис – «лето – (стало) жарче», «это – (настал) первый Спас», «ядра – (находятся) в числе прикрас»;
- анафору – «сколько сладости…, сколько вод, сколько ядер», «сколько пений …, сколько блесков …», также призванную выделить ключевые слова;
- эпитет – «нежные воды», то есть оберегающие, хранящие человека, животворные.
Чтобы вникнуть в смысл произведения, надо понимать значение некоторых выражений. Оборот «сколько течет … свежих нежных вод» – отсылка к водосвятию на реках, проходившему в рамках празднования, и купанию в освященной воде. Под сладостью автор понимает не столько мед, сколько милости родной природы. Автор подчеркивает ее красоту и щедрость, изобилие как результат нелегкого человеческого труда.
Стихотворение в основном состоит из коротких предложений. Кажется, что автор нарочно избегает распространенных конструкций, чтобы сделать мысль доходчивее, яснее, сконцентрировать внимание читателя: «Дышат сны», «Зреет всё», «Осенний час».
Стихотворение описывает полный цикл крестьянского труда – с весны до осени. Сотовый мед – символ подведения итогов, а осеннее яблоко – библейский символ жизни и познания.