«Египетский раб» В. Брюсов
Я жалкий раб царя. С восхода до заката,
Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,
И хлеба кус гнилой – единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут.Когда порой душа отчаяньем объята,
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую крюками волокут.Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен;
Как утренняя тень, исчезну без следа,
Меня с земли века сотрут, как плесень;Но не исчезнет след упорного труда,
И вечность простоит, близ озера Мерида,
Гробница царская, святая пирамида.
7 октября 1911 г.
Сборник «Зеркало теней», раздел «Властительные тени».
Анализ стихотворения Брюсова «Египетский раб»
В лирике В. Я. Брюсова можно встретить стихотворения, напоминающие другие его работы. Вот, например, сонет «Египетский раб». Это произведение по теме и композиции перекликается с более ранним сонетом «Ассаргадон» (1897 г.). Эти произведения объединены одним размером (шестистопный ямб), одной формой сонета и схожими художественными приёмами (в обоих случаях поэт использовал анафоры). Даже историческая эпоха, в которой разворачивается действие, по всей видимости, одна и та же («ревний мир»).
Однако сюжеты этих произведений диаметрально противоположны. Если в сонете «Ассаргадон» основным мотивом является самопрославление лирического героя – великого ассирийского царя, то главная тема «Египетского раба» – возвеличивание личности безымянного раба через творение его рук. Рассмотрим содержание этого сонета внимательнее.
Действие переносит нас далеко в прошлое на территорию Древнего Египта. Поэт даже указывает точное место, где разворачивается сюжет стихотворения. Бедный раб, главный герой произведения, трудится на строительстве пирамид у озера Мерида, то есть, речь, скорее всего, идёт о погребальном комплексе в Эль-Лахуне. Эти пирамиды, конечно, уступают в монументальности некрополю в Гизе, но и для его строительства потребовалось приложить немало труда.
Именно об этом и рассуждает лирический герой. Он сетует на свою горькую долю, используя уничижительные эпитеты «хлеба кус гнилой», «сгорбленной спиной», «жалкий раб». Эту формулу – «я жалкий раб царя», несчастный произносит дважды. С помощью этой анафоры автор подчёркивает его смиренное принятие такого положения вещей. Также стоит обратить внимание на сравнения, которые поэт вкладывает в уста персонажа. Герой уподобляет себя то утренней тени, то плесени, показывая, как недолог его век.
Зато для плода своих трудов у раба находятся куда более возвышенные эпитеты. Он называет гробницу фараона «святая пирамида». Для него она – единственный способ обрести бессмертие, через неё о нём сохранится смутное упоминание в веках.
Думается, что образы в этом сонете, как и в стихотворении «Ассаргадон», являются метафорой личности и творчества самого Валерия Яковлевича. Если в произведении о царе раскрывалось самоощущение поэта, осмысление его роли в обществе в настоящее время, то «Египетский раб» – это, скорее, размышление о том, что созданию суждено пережить создателя. То есть, могут наступить времена, когда сотрутся и забудутся имена, но потомки всё равно будут восхищаться стихами, и тогда в своей лирике поэт будет жить вечно.
Сонеты ✑