«Юг и Север» И. Никитин
Есть сторона, где всё благоухает;
Где ночь, как день безоблачный, сияет
Над зыбью вод и моря вечный шум
Таинственно оковывает ум;Где в сумраке садов уединённых,
Сияющей луной осеребрённых,
Подъемлется алмазною дугой
Фонтанный дождь над сочною травой;Где статуи безмолвствуют угрюмо,
Объятые невыразимой думой;
Где говорят так много о былом
Развалины, покрытые плющом;Где на коврах долины живописной
Ложится тень от рощи кипарисной;
Где всё быстрей и зреет и цветёт;
Где жизни пир беспечнее идёт.Но мне милей роскошной жизни Юга
Седой зимы полуночная вьюга,
Мороз, и ветр, и грозный шум лесов,
Дремучий бор по скату берегов,Простор степей и небо над степями
С громадой туч и яркими звездами.
Глядишь кругом – всё сердцу говорит!
И деревень однообразный вид,И городов обширные картины,
И снежные безлюдные равнины,
И удали размашистый разгул,
И русский дух, и русской песни гул,То глубоко беспечной, то унылой,
Проникнутой невыразимой силой…
Глядишь вокруг – и на душе легко,
И зреет мысль так вольно, широко,И сладко песнь в честь родины поётся,
И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,
И с радостью внимаешь звуку слов:
«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»
1851 г.
Анализ стихотворения Никитина «Юг и Север»
Стихотворение «Юг и Север» написано в далеком 1851 году, но и в наши дни поражает музыкальностью стиха и пронзительностью чувств. Читая его строки, трудно поверить, что они написаны человеком, отчаянно боровшимся за кусок хлеба, и порой и за жизнь, и никогда не видевшим ни теплого моря, ни романтических развалин.
Средства художественной выразительности, которые И. С. Никитин так мастерски и непринужденно вводит в ткань текста, помогают выявить его лирическую логику – ход развития авторской мысли, его чувства и оттенки переживаний. Поэт использует:
- инверсию – «моря вечный шум», «говорят развалины», «ложится тень», «роща кипарисная», «жизни пир», «садов уединенных», «зреет мысль», «Руси сын»;
- перифраз «подъемлется дождь» – оборот описывает взмывающие ввысь струи фонтана;
- сравнение – «сияет, как день»;
- синтаксический параллелизм – «где ночь…; где в сумраке…; где статуи…; где говорят … развалины; где на коврах…; где все…; где жизни пир …» – оформляет пространное описание заморских красот;
- изысканные олицетворения – «оковывает ум», «уединенные, осеребренные луной сады», «объятые думой, «статуи безмолвствуют», «развалины говорят», «ложится тень», «зреет мысль»;
- метафоры – «подъемлется (поднимается) дугой», «сумрак садов», «ковры долины», «жизни пир», «вьюга зимы», «простор степей», «громада туч», «песни гул» (в значении «протяжные, низкие звуки»);
- лексический повтор – «глядишь кругом – глядишь вокруг»;
- антонимы – «ночь – день», «беспечной – унылой»;
- силлепс (объединение неоднородных членов в общем смысловом подчинении) – «ночь сияет» – необычный оборот используется, чтобы подчеркнуть таинственную привлекательность южной ночи;
- эпитеты – «алмазная дуга», «фонтанный дождь (струи фонтана)», «невыразимая дума», «седая зима», «полуночная (в значении «северная») вьюга», «грозный шум», «дремучий бор», «невыразимая сила»;
- многосоюзие – «и зреет и цветет», «и вид, и картины, и равнины, и разгул, и дух, и гул», « и … легко, и зреет мысль…, и песнь поется, и кровь…, и сердце, и внимаешь…» – оформляет ряды однородных членов разной длины, которыми пестрит текст;
- ряд однородных членов предложения – «вьюга, мороз, ветр, шум лесов, бор, простор и небо» – помогает представить милую сердцу автора картину;
- намеренное умолчание – «…проникнутой …силой…» – показывает, насколько поэт очарован русской песней – ему как будто не хватает слов;
- риторические восклицания – «Я … сын!», «… здесь край …отцов!».
Идея произведения строится на контрасте явлений. Тематически стихотворение делится на две части, противопоставляющие природу северного и южного края. Автору удается, не умаляя достоинств и прелестей южного края, колыбели цивилизации, признаться в любви родной стране с ее суровым климатом и широкими просторами, являющимися аллюзией русской натуры.
Патетическая, напевная нота нарастает на протяжении всего стихотворения, взрываясь в финале гордым напоминанием себе и всему миру о принадлежности к великому народу, радостную причастность к которому поэт и патриот Иван Саввич Никитин чувствовал всю свою недолгую жизнь.