«Весёлый час» Н. Карамзин
Братья, рюмки наливайте!
Лейся через край, вино!
Все до капли выпивайте!
Осушайте в рюмках дно!Мы живем в печальном мире;
Всякий горе испытал –
В бедном рубище, в порфире –
Но и радость бог нам дал.Он вино нам дал на радость, –
Говорит святой Мудрец, –
Старец в нем находит младость,
Бедный – горестям конец.Кто все плачет, все вздыхает,
Вечно смотрит сентябрем –
Тот науки жить не знает
И не видит света днем.Все печальное забудем,
Что смущало в жизни нас;
Петь и радоваться будем
В сей приятный, сладкий час!Да светлеет сердце наше,
Да сияет в нем покой,
Как вино сияет в чаше,
Осребряемо луной!
1791 г.
Анализ стихотворения Н. М. Карамзина «Веселый час»
Стихотворение «Веселый час» написано в 1791 году отставным двадцатипятилетним офицером и начинающим издателем «Московского журнала». Идею стихотворения, видимо, автору навеяла теплая встреча с друзьями.
Николай Михайлович вводит в текст стихотворения следующие средства художественной выразительности:
- обращения – «братья», «вино» – выделяют главных действующих лиц на веселом празднике жизни;
- метонимию – «рюмки наливайте» – перенос по типу «содержащее – содержимое»;
- риторические восклицания – «… наливайте!», «Лейся!», «… выпивайте!», «Осушайте…!», «… радоваться будем …!», «да сияет покой…!» – отражают эмоциональный подъем лирического героя;
- эпитеты – «печальный мир», «святой Мудрец», «сладкий час»- являются лаконичными, но исчерпывающими характеристиками людей и явлений;
- антонимы – «рубище – порфира», «горе – радость», в том числе контекстуальные – «печальный – сладкий» – отражают все многообразие жизни;
- устаревшую лексику – «старец», «младость» – придают изложению ноты патетики, торжественность и значимость;
- эллипсис – «бедный – (находит) горестям конец» – позволяет соблюсти требования рифмовки;
- инверсию – «говорит Мудрец», «горестям конец», «светлеет сердце наше» «сияет покой» – также призвана придать особое значение последнему слову каждого словосочетания;
- лексический повтор – «все плачет, все вздыхает», «сияет … покой, как вино сияет…» – выделяет ключевые слова, на которых автор хочет сосредоточить читательское внимание;
- сравнения – «смотрит сентябрем (грустно, как ненастный сентябрьский денек)», «сияет … покой, как вино сияет … » – создают яркие зрительные образы;
- олицетворения – «покой сияет», «осребряемо луной»;
- синонимы – «горе», «горести»;
- авторский неологизм – «осребряемо» – значит, «посеребряемое» (несовершенный вид причастия от устаревшей формы глагола серебрить – «осребрять» – «посеребрять», или «посеребрённое» (совершенный вид);
- синтаксический параллелизм – «да светлеет сердце … , да сияет … покой…»
В произведении поэтом сделан акцент на чувственном восприятии мира – автор славит жизнь во всех ее проявлениях, и призывает ценить каждый ее миг. И не просто призывает, а настаивает на этом, о чем свидетельствует частотность глаголов повелительного наклонения.
В рамках стихотворения автор-классик предстает перед читателем не как памятник, а как обычный человек, не чуждый веселого общества и застольных утех.