Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Николай Карамзин

«Весёлый час» Н. Карамзин

Братья, рюмки наливайте!
Лейся через край, вино!
Все до капли выпивайте!
Осушайте в рюмках дно!

Мы живем в печальном мире;
Всякий горе испытал –
В бедном рубище, в порфире –
Но и радость бог нам дал.

Он вино нам дал на радость, –
Говорит святой Мудрец, –
Старец в нем находит младость,
Бедный – горестям конец.

Кто все плачет, все вздыхает,
Вечно смотрит сентябрем –
Тот науки жить не знает
И не видит света днем.

Все печальное забудем,
Что смущало в жизни нас;
Петь и радоваться будем
В сей приятный, сладкий час!

Да светлеет сердце наше,
Да сияет в нем покой,
Как вино сияет в чаше,
Осребряемо луной!

1791 г.

Анализ стихотворения Н. М. Карамзина «Веселый час»

Стихотворение «Веселый час» написано в 1791 году отставным двадцатипятилетним офицером и начинающим издателем «Московского журнала». Идею стихотворения, видимо, автору навеяла теплая встреча с друзьями.

Николай Михайлович вводит в текст стихотворения следующие средства художественной выразительности:

  • обращения – «братья», «вино» – выделяют главных действующих лиц на веселом празднике жизни;
  • метонимию – «рюмки наливайте» – перенос по типу «содержащее – содержимое»;
  • риторические восклицания – «… наливайте!», «Лейся!», «… выпивайте!», «Осушайте…!», «… радоваться будем …!», «да сияет покой…!» – отражают эмоциональный подъем лирического героя;
  • эпитеты – «печальный мир», «святой Мудрец», «сладкий час»- являются лаконичными, но исчерпывающими характеристиками людей и явлений;
  • антонимы – «рубище – порфира», «горе – радость», в том числе контекстуальные – «печальный – сладкий» – отражают все многообразие жизни;
  • устаревшую лексику – «старец», «младость» – придают изложению ноты патетики, торжественность и значимость;
  • эллипсис – «бедный – (находит) горестям конец» – позволяет соблюсти требования рифмовки;
  • инверсию – «говорит Мудрец», «горестям конец», «светлеет сердце наше» «сияет покой» – также призвана придать особое значение последнему слову каждого словосочетания;
  • лексический повтор – «все плачет, все вздыхает», «сияет … покой, как вино сияет…» – выделяет ключевые слова, на которых автор хочет сосредоточить читательское внимание;
  • сравнения – «смотрит сентябрем (грустно, как ненастный сентябрьский денек)», «сияет … покой, как вино сияет … » – создают яркие зрительные образы;
  • олицетворения – «покой сияет», «осребряемо луной»;
  • синонимы – «горе», «горести»;
  • авторский неологизм – «осребряемо» – значит, «посеребряемое» (несовершенный вид причастия от устаревшей формы глагола серебрить – «осребрять» – «посеребрять», или «посеребрённое» (совершенный вид);
  • синтаксический параллелизм – «да светлеет сердце … , да сияет … покой…»

В произведении поэтом сделан акцент на чувственном восприятии мира – автор славит жизнь во всех ее проявлениях, и призывает ценить каждый ее миг. И не просто призывает, а настаивает на этом, о чем свидетельствует частотность глаголов повелительного наклонения.

В рамках стихотворения автор-классик предстает перед читателем не как памятник, а как обычный человек, не чуждый веселого общества и застольных утех.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах