Как писать стихи

«Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)» А. Ахматова


«Музе» Анна Ахматова

Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Муза! Ты видишь, как счастливы все —
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок…»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».

Анализ стихотворения Ахматовой «Музе»

Анна Андреевна Ахматова написала стихотворение «Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)» в Царском Селе 10 октября 1911 года. Размер напоминает дактиль, в некоторых строках стопы урезаны до одного-двух слогов. На протяжении всех пяти четверостиший сохраняется перекрёстная рифма.

Это произведение повествует о противоречивости творческой женской натуры. Поэтесса в нём говорит от первого лица и рассказывает о том, как меняется её отношение к жизни, любви, самой себе в разные моменты её жизни.

В первой строфе героиня предстаёт перед нами юной девушкой. Понять это мы можем по тому, как она говорит о музе. Автор переносит черты героини на музу, называя её сестрой с ясным и ярким взором. Характерно, что речь идёт не старшей или младшей сестре, поэтому можно считать, что имеется в виду, что и сама героиня молода и свежа, а её глаза сверкают юным блеском.

Муза, которая олицетворяет творчество, свободу, отнимает у девушки золотое кольцо. Думается, что здесь говорится об обручальном кольце, которое одновременно служит символом взрослой жизни, степенности. Можно предположить, что героиня не рада такому поступку, ведь используется негативно окрашенное слово «отняла», то есть взяла силой, забрала без разрешения. Кроме того, обращает внимание на себя изящный эпитет «первый весенний подарок», демонстрирующий, что этот дар героине был приятен и дорог.

Однако уже в следующей строфе мы видим едкие реплики, обращённые к музе. Героиня указывает на то, что одинокие люди (это понятно по слову «вдовы», которое является определяющем в этом ряду) гораздо счастливее, а брак метафорически называет оковами. Более того, нежные чувства объявляются пыткой.

Оправдывая свою радикальную позицию, автор объясняет, что лучше проводить ночи в одиночестве, чем любить мужчину и терзать себя мыслями о его неверности. Или это говорит в ней зависть о том, что кто-то другой, а не она, наслаждается поцелуями?

Видимо, резкость этих суждений продиктована героине обидой и юношеским максимализмом. Ведь не зря же она в последней строфе наедине с собой, сидя перед зеркалом и замечая в нём признаки увядания, обвиняет музу в том, что потеряла шанс на счастье. Показательна фраза «взор твой не ясен, не ярок», являющаяся почти рефреном второй строки из первой строфы. Она подтверждает, что это описание относилось к самой героине.

Мы видим, что больше не звучат громкие заявления о сходстве любви и мучения. Героиня не отвергает возможность стать чьей-то женой, но уже поздно. Теперь она обвиняет музу в том, что она забрала небесный дар, отвергнутый по неопытности.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах