«Пауки» З. Гиппиус
Я в тесной келье – в этом мире.
И келья тесная низка.
А в четырех углах – четыре
Неутомимых паука.Они ловки, жирны и грязны.
И всё плетут, плетут, плетут…
И страшен их однообразный
Непрерывающийся труд.Они четыре паутины
В одну, огромную, сплели.
Гляжу – шевелятся их спины
В зловонно-сумрачной пыли.Мои глаза – под паутиной.
Она сера, мягка, липка.
И рады радостью звериной
Четыре толстых паука.
1903 г.
Сборник «Собрание стихов. 1889–1903».
Анализ стихотворения Гиппиус «Пауки»
Стихотворение «Пауки» было написано в 1903 году. Оно декларирует основные жизненные установки и носит несомненный отпечаток эстетства и большого таланта амбициозной поэтессы. В нем ярко читается характерный для символистской литературы этический максимализм, обретение в «Я» бесконечности, которые, по мнению Гиппиус, презирающей «проклятие скучной реальности», одни только и могли быть объектами подлинной поэзии.
Небольшое произведение включает следующие средства художественной выразительности:
- эллипсис «… (как) в тесной келье – (нахожусь) в этом мире», «в …углах – (расположились) четыре паука», «гляжу – (и вижу) шевелятся …», «мои глаза – (находятся) под паутиной»;
- олицетворения – «страшен труд» – отражают страх перед неотвратимостью того, что происходит;
- перифраз – «келья – мир» – отражает тот факт, что поэтессе тесно в рамках сложившихся общественных установлений – ее широкой душе требуются разного рода эксперименты;
- лексический повтор – «…в тесной келье… И келья тесная…», «в четырех углах – четыре…», «плетут, плетут, плетут» – которые, выделяя ключевые слова, в контексте стихотворения носят характер своеобразных заклинаний;
- эпитеты – «неутомимые пауки», «зловонно-сумрачная пыль», «звериная радость» – способствуют созданию ярких образов;
- ряды однородных членов предложения – «ловки, жирны и грязны», «сера, мягка, липка» – позволяют максимально точно описать гнетущую ситуацию, из которой нет выхода;
- умолчание – «…все плетут…» – создает ощущение безысходности, невозможности противостояния;
- инверсия – «шевелятся спины», «радость звериная», «рады … четыре паука» – продиктована необходимостью рифмовки;
- аллитерация – повторение однородных согласных – реализуется за счет однокоренных слов – «рады радостью»;
- парцелляция – намеренное членение предложений – «Они … грязны. И все плетут…» – используется с целью выделения каждой смысловой части.
Краткие формы прилагательных – «страшен», «ловки», «жирны», «грязны», «рады», «низка», «сера», «мягка», «липка» – указывая на избыток проявления признака, одновременно придают произведению книжный характер.
Недаром для определения мира эпатажной поэтессой выбрана келья, тесная и низкая – отдельная комната монахини в монастыре. Это символ многочисленных ограничений. А вот пауки – символ обуревающих лирическую героиню искушений.