Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Плещеев

«Птичка» А. Плещеев

Для чего, певунья птичка,
Птичка резвая моя,
Ты так рано прилетела
В наши дальние края?

Заслонили солнце тучи,
Небо всё заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли.

Вот и дождик, посмотри-ка,
Хлынул словно из ведра;
Скучно, холодно, как будто
Не весенняя пора!

– Не для солнца, не для неба
Прилетела я сюда;
В камышах сухих и желтых
Не совью себе гнезда.

Я совью его под кровлей
Горемыки-бедняка;
Богом я ему в отраду
Послана издалека.

В час, как он, вернувшись с поля
В хату ветхую свою,
Ляжет, грустный, на солому,
Песню я ему спою.

Для него я эту песню
Принесла из-за морей;
Никогда ее не пела
Для счастливых я людей.

В ней поведаю я много
Про иной, чудесный свет,
Где ни бедных, ни богатых,
Ни нужды, ни горя нет.

Эта песня примиренье
В грудь усталую прольет;
И с надеждою на бога
Бедный труженик заснет.

Дата создания: 1858 г.

Анализ стихотворения Плещеева «Птичка»

Стихотворение «Птичка» написано в 1858 году в оренбургской ссылке после послабления режима пребывания и возращения поэту офицерского звания. Революционный порыв изначально чуждого крайностям поэта, первоначально приговоренного к казни, в итоге (несколько лет спустя) закончился глубоким разочарованием. Поэту вернули дворянские потомственные права, он получил возможность посетить обе столицы и вновь окунуться в литературную атмосферу.

Текст стихотворения «Птичка» содержит такие выразительные средства:

  • инверсию – «птичка резвая моя», «заслонили … тучи», «клонит ветер», «прилетела я», «богом я ему в отраду послана», «в хату ветхую свою», «не пела … я», «поведаю я», «в грудь усталую», «тростник сухой и желтый», «в камышах сухих и желтых» – обусловленную требованиями стихотворного размера;
  • обращение – «певунья птичка, птичка резвая…» – содержит стык, обеспечивающий акцент на главном персонаже стихотворения;
  • риторический вопрос – «Для чего … ты прилетела…?» – задает вопросно-ответную форму изложения;
  • риторическое восклицание – «…не весенняя пора!..» – одновременно оформляет умолчание, навевает грустные чувства и заставляет задуматься о своевременности птичьего прилета;
  • сравнение – «хлынул, словно из ведра» – создает яркий зримый образ непогоды;
  • синтаксический параллелизм – «не для солнца, не для неба» – позволяет методом исключения пояснить причину прилета птицы;
  • лексический повтор – «сухой и желтый»;
  • ряд однородных членов предложения – «ни бедных, ни богатых, ни нужды, ни горя» – который рисует картину идеального будущего;
  • эпитеты – «усталая грудь», «резвая птичка», «чудесный свет»;
  • контекстуальные антонимы – «бедный – богатый», «грустный – счастливый», «не совью в камышах – совью под кровлей»;
  • контекстуальные синонимы – «нужда – горе», «заслонили – заволокли»;
  • олицетворения – «тучи заслонили», «ветер клонит»;
  • лексику высокого стиля – «иной», «поведаю»;
  • метафору – «песню принесла из-за морей»;
  • синекдоху, сочетанную с яркой метафорой – «прольет примиренье в грудь», которые также решают задачу создания образа.

Частотность местоимения «я» делает тон изложения доверительным. В стихотворении хоть и имеется социальная тематика, но отсутствуют резкий обличительный тон. Мягкая музыкальная манера изложения делает текст похожим на детское произведение. Это впечатление усиливают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «птичка», «дождик».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах