Апокопа
Нередко в повседневном общении мы опускаем один или несколько последних звуков в некоторых словах. Думается, каждый слышал или употреблял подобные выражения:
«Мам, передай, пожалуйста, соль!»
«Маш, зайди за мной в десять!»
«Привет, Серёж!»
Это явление хорошо известно в гуманитарных науках. Оно именуется апокопой и встречается не только в разговорной речи, но и в литературных произведениях. Рассмотрим, что такое апокопа и приведём её примеры.
Данный термин происходит из древнегреческого языка и образован от двух частей: предлога «apo» – «от» и глагола «koptein», который переводится как «резать». «Apokope», таким образом, можно понимать как отсечение. Апокопой в лингвистике и фонетике называют выпадение одного или нескольких безударных звуков на конце слова. В литературоведении это понятие рассматривают в качестве приёма, который может использоваться для усиления художественной выразительности поэтической речи, звукоподражания («конский топ», «хлоп» и т. д.), имитации просторечия. Кроме того, звуки могут отсекаться для того, чтобы слова лучше укладывались в стихотворный размер.
В итальянском, латинском и греческом языках опускание последнего слога или звука именуется элизией и применяется для повышения благозвучия текста. Помимо этого выпадать могут целые слоги не только в конце слова, но и в начале и середине. Такие приёмы в итальянском языке носят название афереза и синкопа соответственно.
В русском языке имеется множество примеров отсечения звуков. Самыми распространёнными являются метаморфозы, произошедшие с союзом «чтобы» и некоторыми словами в творительном падеже («женою», «тобою», «судьбою» и т. д.). Сегодня нам привычнее говорить «чтоб», «женой», «тобой», «судьбой», хотя раньше были приняты именно такие варианты.
Апокопы широко применяются в художественных произведениях. В бессмертном романе в стихах «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин использует такие выражения:
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет:
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
Понятно, что эти слова образованы от «хлопки», «молва», «топот». Здесь усечение призвано имитировать звуки народного гуляния, что в сочетании с асиндетоном (бессоюзие, стилистическая фигура) усиливает динамичность и задор в отрывке. Интересно, что среди современников Пушкина нашлись критики, осудившие такое словотворчество. Поэту даже пришлось объясняться в примечаниях, что употреблённые формы имеют право на существование, потому что являются исконно русскими.
Тем не менее, практика отсекать «лишние» звуки в конце некоторых слов оказалась достаточно распространённой. Приведём несколько отрывков из стихотворений различных авторов, чтобы проиллюстрировать это явление.
О время! неужель позволено судьбою,
Чтоб дни, когда любовь все радости свои
Даёт нам, пронеслись с такой же быстротою,
Как горестные дни?«Озеро», А. А. Фет.
От тебя у меня, шёпот-тот-шип –
Лира, лира, лебединый загиб!«Не для льстивых этих риз, лживых ряс…», М. И. Цветаева.
Вокруг талантливые трусы
И обнаглевшая бездарь…
И только Вы, Валерий Брюсов,
Как некий равный государь…«Прощальная поэза», И. Северянин.
Уточним, что здесь ударение в выделенном слове падает на второй слог.
Уйми ты ржанье бури
И топ громов уйми?
Пролей ведро лазури
На ветхое деньми!«Пришествие», С. А. Есенин.
Я, как догадливый холоп,
В ладони по-турецки хлоп,
Присвистни, позвони, и мигом
Явлюсь. Что делать – я служу,
Живу, кряхчу под вечным игом.
Как нянька бедная, хожу
За вами – слушаю, гляжу.«Наброски к замыслу о Фаусте», А. С. Пушкин.
Апокопами можно считать такие выражения, как «сколь», употреблённое вместо «сколько», «ль» вместо «ли», «что б» вместо «что бы» и многие другие. Также к апокопам относят такое явление как словоерс (словоер, словоерик). Оно выражается в присоединении к слову частицы «-с». Эта частица является сокращением от слова «сударь», «государь». Такие обороты часто встречались в литературе XIX века. Вот несколько примеров:
Сужу-с не по рассказам;
Запрёт он вас; – добро еще со мной…«Горе от ума», А. С. Грибоедов.
– Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
«Толстый и тонкий», А. П. Чехов.