«Воля» М. Лермонтов
Моя мать – злая кручина,
Отцом же была мне – судьбина;
Мои братья, хоть люди,
Не хотят к моей груди
Прижаться;
Им стыдно со мною,
С бедным сиротою,
Обняться!Но мне богом дана
Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная;
С ней нашлись другие у меня
Мать, отец и семья;
А моя мать – степь широкая,
А мой отец – небо далекое;
Они меня воспитали,
Кормили, поили, ласкали;
Мои братья в лесах –
Березы да сосны.Несусь ли я на коне –
Степь отвечает мне;
Брожу ли поздней порой –
Небо светит мне луной;
Мои братья, в летний день,
Призывая под тень,
Машут издали руками,
Кивают мне головами;
И вольность мне гнездо свила,
Как мир – необъятное!
1831 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «Воля»
Некоторым читателям может показаться, что поэты так называемого Золотого века писали стихи исключительно о дуэлях, прекрасных барышнях и творческом полёте. Разумеется, эти вопросы волновали юных и горячих аристократов первой половины XIX века, но это не значит, что они не видели красоты за пределами дворцовых залов. Очень часто молодые поэты обращались к темам крестьянской жизни.
Одно из произведений, в котором воспета простая жизнь в русской деревне, является «Воля». Это стихотворение напоминает народную песню, оно принадлежит перу М. Ю. Лермонтова. Произведение было обнаружено в тетради номер XI, из чего исследователи творческого наследия поэта делают вывод, что оно было создано в 1831 году.
Стихотворение написано амфибрахием, но в некоторых строках ритм прерывается. В произведении господствует парная рифма, но иногда встречаются строки, не сочетающиеся с другими. Это и придаёт сходства «Воле» с народным напевом. Также эти нерифмующиеся строки (например, последние пары строк во второй и третьей строфах) служат для усиления экспрессии.
Герой произведения, по всей видимости, обычный крестьянский сын. Он потерял своих родителей, попал в тяжёлые условия. Лирический герой сетует на свой удел, называя кручиной мать, а судьбиной – отца. Заметим, что здесь использованы устаревшие слова в самом мрачном, негативном значении: судьбина, как известно, это не просто предопределённые обстоятельства, а тяжкий рок, недоля.
Герой обижен на своих братьев, которые в недобрый час отвернулись от него:
Мои братья, хоть люди,
Не хотят к моей груди
Прижаться,
Им стыдно со мною,
С бедным сиротою,
Обняться!
Когда горе достигает предела, герой отстраняется от человеческого общества и погружается во внутренний мир, где он находит новый смысл. Он осознаёт, что, несмотря на потери, он всё ещё владеет самой большой ценностью – свободой:
Воля-волюшка,
Вольность милая,
…
С ней нашлись другие у меня
Мать, отец и семья…
Автор использует анафоры, которые усиливают сходство стихотворения с песней:
А моя мать – степь широкая,
А мой отец – небо далёкое…
По аналогии с образами в фольклорных произведениях, автор наделяет объекты природы человеческими чертами. Описывая деревья, он использует такие выражения, как «машут руками», «кивают головами».
С принятием свободы герой обретает целый мир. Поэт приводит примеры того, как персонаж осознаёт себя частью окружающей его природы:
Брожу ли поздней порой –
Небо светит мне луной…
Это стихотворение позднее вошло в состав повести «Вадим» как песня крестьян из пугачёвского войска, где приобрело политическую остроту. В нём воспета главная ценность восставших, к тому же оно хорошо отражает настроение человека, который отвергнут обществом.