«Разлука (Вечерний и наклонный…)» А. Ахматова
Вечерний и наклонный
Передо мною путь.
Вчера ещё, влюблённый,
Молил: «Не позабудь».
А нынче только ветры
Да крики пастухов,
Взволнованные кедры
У чистых родников.
Весна 1914 г., Петербург.
Анализ стихотворения Ахматовой «Разлука»
В 1917 году издательство «Гиперборей» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая», достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала внимание на ее стилистическом отличии от предшествующих работ поэтессы – «Вечера» (1912) и «Четок» (1914). Например, Слонимский отмечал в лирике «Белой стаи» «новое углубленное восприятие мира». Кроме того, по его мнению, в третьем сборнике Анны Андреевны духовное начало взяло вверх над «чувственным», «очень женским».
Среди стихотворений, включенных в книгу, – миниатюра «Разлука», написанная весной 1914 года. Возможно, она напрямую связана с событиями, происходившими в то время в личной жизни Ахматовой. В начале января Гумилев, с которым она тогда состояла в браке, познакомился с Татьяной Викторовной Адамович – танцовщицей, активно продвигавшей ритмическую гимнастику по известной системе швейцарца Эмиля Жака-Далькроза. Девушка очаровала поэта яркой внешностью и особой манерой разговора. Роман с ней продолжался в течение 1914-15 годов. В историографии Николая Степановича он получил даже отдельное название – «период Адамович». Ахматова, естественно, об увлечении супруга знала, но отношениям Гумилева и Адамович сильно не препятствовала.
Основная тема рассматриваемого стихотворения заявлена в его заглавии. Лирическая героиня рассказывает о том, как ее покинул возлюбленный, который буквально еще вчера молил: «Не позабудь». Как это часто бывает в поэзии Анны Андреевны, произведение носит фрагментарный характер. Читатель не знает, что привело к расставанию, как оно происходило. Ему словно дают познакомиться со случайно найденным письмом или отрывком из дневника. В итоге он получает шанс узнать чужие мысли, проникнуться чужими чувствами, заглянуть в чужую жизнь. О лирической героине «Разлуки» практически ничего толком не говорится. При этом некоторые выводы о ее характере сделать все-таки можно. Возникает ощущение, что Ахматова рисует женщину сильную, мудрую, которая не гонится за уходящим возлюбленным, не пытается его удержать, не унижается перед ним. Ей прекрасно известно: «Сердце к сердцу не приковано…». При этом боль от расставания в ее душе все-таки есть. Какой бы стойкой к ударам судьбы ни была ахматовская героиня, право на хотя бы минутную слабость есть и у нее.
Автор: Анна Ахматова