«Апрель 1942 года» М. Петровых
Свирепая была зима,
Полгода лютовал мороз.
Наш городок сходил с ума,
По грудь сугробами зарос.
Казалось, будет он сметён –
Здесь ветры с четырёх сторон,
Сквозь город им привольно дуть,
Сшибаясь грудь о грудь.
Они продрогший городок
Давно бы сдули с ног,
Но разбивалась впрах пурга
О тяжкие снега.И вот апрель в календаре,
Земля в прозрачном серебре,
Хрустящем на заре.
И солнце светит горячей,
И за ручьём бежит ручей.
Скворцы звенят наперебой,
И млеет воздух голубой.
И если б только не война,
Теперь была б весна.
Анализ стихотворения М. Петровых «Апрель 1942 года»
Литературная и человеческая судьба Марии Сергеевны Петровых складывались непросто. Прекрасно владея словом и будучи квалифицированным литературным переводчиком, она так и осталась в тени свой подруги А. А. Ахматовой, стихи которой правила. Становление Петровых как поэта происходило в середине столетия под влиянием импульсов Серебряного века. Тем не менее ее талант самобытен, хотя и недооценен.
Зимняя стужа и пурга в ее стихотворении «Апрель 1942 года» выступает как символ смерти и порабощения, а предопределенное природой наступление весны – как неминуемое избавление от фашистского ига. Стихотворение написано в тяжелейший, критический период противостояния двух армий, копящих силы для нового броска – и Красная Армия, и вермахт истощили свои силы в предыдущих боях.
В 1942 году поэтесса находилась в эвакуации в небольшом татарском городке Чистополе, где и было написано стихотворение. Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «свирепая была зима», «лютовал мороз», «была б весна», «бежит ручей», позволяющую образовать именные рифмы;
- эмоционально-оценочную лексику – «городок», суффикс со значением уменьшительности дает читателю представление о размерах города;
- олицетворения – «мороз лютовал», «городок сходил с ума, зарос», «ветры городок сдули бы с ног», «пурга разбивалась», «ручей бежит», «скворцы звенят», «воздух млеет (застывает в неподвижности)» – делают изложение образным и доступным;
- эпитеты – «тяжкие (слежавшиеся, спрессованные и потому прочные) снега», «свирепая зима», «прозрачное серебро», «голубой воздух» – точно и емко характеризуют природные явления;
- метафору – «сугробами зарос», то есть покрылся слоем снега;
- метонимию – «земля в серебре», так поэтесса описывает покрывающий землю слой прозрачного, звенящего подобно серебру тонкого льда;
- аллитерацию – «…горячей, … за ручьём бежит ручей», повторение мягких согласных придает фразе особую звуковую выразительность;
- эллипсис – «апрель (наступил, занял свое место) в календаре», «земля (оказалась) в серебре», пропуски слов способствуют соблюдению стихотворного размера.
Описывая приметы наступающей весны, автор без ненужного пафоса не только подчеркивает противоречие между возрождением природы и тревожной атмосферой в обществе, напрягающем все силы в кровопролитной борьбе с мировым злом, но и делает отсылку к неизбежности будущей победы.
Автор: Мария Петровых