Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализы стихотворений, Марина Цветаева

«Бежит тропинка с бугорка…» М. Цветаева

* * *

Бежит тропинка с бугорка,
Как бы под детскими ногами,
Всё так же сонными лугами
Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,
Спешат удары за ударом,
И всe поют о добром, старом,
О детском времени они.

О, дни, где утро было рай
И полдень рай и все закаты!
Где были шпагами лопаты
И замком царственным сарай

Куда ушли, в какую даль вы?
Что между нами пролегло?
Всё так же сонно-тяжело
Качаются на клумбах мальвы…

Из цикла «Ока».

Анализ стихотворения Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…»

Стихотворение является частью цикла «Ока», состоящего из пяти произведений. Сам же цикл входит в сборник «Волшебный фонарь», который был издан в феврале 1912 года в Москве.

Это произведение состоит из четырёх строф, объединённых единым размером и способом рифмования. Для этого спокойного стихотворения поэтесса избрала размеренный четырёхстопный ямб и кольцевую рифму.

Читая его, мы не можем не почувствовать нежную ностальгию Марины Ивановны по местам, где прошла её юность. Мы знаем, что в 1906 году отец поэтессы перевёз семью в небольшой городок Тарусу в Калужской области. К несчастью, именно здесь скончалась мать девочки, и возможно, отголоски печали от этой утраты тоже звучат между строк.

Но всё же главный мотив стихотворения – это прощание с наивностью и беззаботностью. Произведение начинается как раз со столкновения двух сил – неудержимой детской энергией и взрослой степенностью. Этот конфликт показан на примере движения: сначала мы видим тропинку. Поэтесса одушевляет природный объект, используя глагол «бежать». Живость тропке придаёт сравнение «как бы под детскими ногами». Так автор показывает, как по-детски непредсказуема эта дорожка – она вьётся узкой лентой, теряется среди густых трав, спускаясь с холма. Интересно, что здесь поэтесса использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «тропинка», «бугорок», какие бы произносили дети, рассказывая о своих приключениях.

Но вот наш взгляд натыкается на реку. Она тоже напоминает дорогу, но её движение уже другое. Ока медленно перекатывает свои воды между берегами. Это больше не задорный детский бег, а размеренное течение взрослой жизни. Даже окружение реки – ровные поляны – выглядит столь же спокойно. Поэтесса наделяет луга эпитетом «сонные», показывая, как сильно отличается этот образ от предыдущего.

Несмотря на эмоциональные восклицания и риторические вопросы это стихотворение не кажется пафосным воззванием к прошлому. Да, поэтесса с нежностью вспоминает о детских играх и буйном воображении, но в строках и капли страсти или желания возродить в себе эту яркую искру. Тон произведения скорее созвучен мерному перезвону колоколов, которые упоминаются во второй строфе. Может быть, это напоминание о потере близкого человека. А может, этот образ символизирует взросление и прощание с милыми сердцу днями. Неслучайно в последних строках стихотворения мы видим мальвы. «Сонно-тяжело» – такой эпитет приводит поэтесса, говоря об этих цветах. Этот образ перекликается с видом сонных лугов в начале произведения. Так автор показывает, что назад пути нет, и смиряется с тем, что сама уже стала взрослой.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Мандельштам; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Маяковский; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах