Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Амфибрахий

Амфибрахий – это стихотворный метр (способ организации слогов), при котором стопа состоит из трёх слогов. Ударным является второй по счёту. Схема стопы выглядит следующим образом:
_ ! _
«_» – безударный слог,
«!» – ударный.

Название этого метра происходит от греческого слова «amphibrachys», которое переводится как «краткий с обеих сторон». Для лучшего запоминания можно использовать двустишие, отсылающее к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Тамара»:

В глубокой| теснине| Дарьяла,
Где жил Ам|фибрахий| седой

Также можно использовать шутливую мнемоническую формулу Г. М. Кружкова:

«Анапест|, анапест|, анапест» –
Вот так ам|фибрахий| звучит!

В обоих случаях видим, что в каждой строке содержится по три стопы, т. е. размер будет определяться как трёхстопный амфибрахий. Исследователи отмечают, что такой стихотворный размер был популярен в русской поэзии с середины XIX века. Ранее чаще употреблялся четырёхстопный амфибрахий.

В качестве самого явного примера употребления этого метра приведём отрывок из уже упомянутого стихотворения «Тамара»:

В глубокой| теснине| Дарьяла,
Где роет|ся Терек| во мгле,
Старинна|я башня| стояла,
Чернея |на черной| скале.
В той башне| высокой| и тесной
Царица| Тамара| жила:
Прекрасна|, как ангел| небесный,
Как демон|, коварна |и зла.

Как видим, здесь схема каждого четверостишия должна выглядеть так:
_ ! _ _ ! _ _ ! _
_ ! _ _ ! _ _ !
_ ! _ _ ! _ _ ! _
_ ! _ _ ! _ _ !

То есть каждая чётная строка короче нечётной на один слог. Тем не менее, такая усечённая стопа также считается за полную, поскольку в ней содержится ударный слог.

Вот пример необычного пятистопного амфибрахия:

Вечерне|е солнце| катилось| по жарко|му небу,
И запад|, слиянный| с краями| далёки|ми моря,
Готовый| блестяще|го бога |принять, за|горался;
В долинах|, на холмах| звучали| пастушьи |свирели;
По холмам|, долинам| бежали| стада и| шумели;
В прохладе |и блеске| катили|ся волны| Алфея.

«Дамон», А. А. Дельвиг.

В этом стихотворении нет выраженной рифмы, но благодаря ритмичности оно приобретает напевность и мелодичность.

Если обратиться к русской поэзии середины XIX века, в частности к творческому наследию Афанасия Афанасьевича Фета, то можно обнаружить множество стихотворений, написанных трёхстопным амфибрахием. Вот некоторые из них:

Шумела| полночна|я вьюга
В лесной и| глухой сто|роне.
Мы сели| с ней друг под|ле друга.
Валежник| свистал на| огне.

И наших| двух теней| громады
Лежали| на красном| полу,
А в сердце| – ни искры| отрады,
И нечем| прогнать э|ту мглу!

Берёзы| скрипят за| стеною,
Сук еле| трещит смо|ляной
О друг мой|, скажи, что| с тобою?
Я знаю| давно, что| со мной!

«Шумела полночная вьюга…».

Я долго| стоял не|подвижно,
В далёки|е звёзды| вглядясь, –
Меж теми| звездами| и мною
Какая-то| связь ро|дилась.

Я думал|… не помню|, что думал;
Я слушал| таинствен|ный хор,
И звёзды| тихонько| дрожали,
И звёзды| люблю я| с тех пор

«Я долго стоял неподвижно…».

В поэзии Анны Ахматовой также обнаруживаются произведения, написанные тем же размером:

Морозно|е солнце|. С парада
Идут и| идут войс|ка.
Я полдню| январско|му рада,
И |тревога |моя лег|ка.
Здесь помню| каждую |ветку
И каждый| силуэт.
Сквозь ине|я белу|ю сетку
Малино|вый каплет |свет.

«Белый дом», А. А. Ахматова.

Здесь заметно, что некоторые стопы не подходят под определение амфибрахия. Однако подобные вольности в обращении с ритмическим рисунком стихотворения вполне свойственны поэтическим экспериментам авторов Серебряного века.

Множество примеров применения амфибрахия обнаруживаем в творчестве Андрея Белого:

Рыдай, бу|ревая| стихия,
В столбах гро|мового| огня!
Россия|, Россия|, Россия|,–
Безумствуй|, сжигая| меня!

В твои ро|ковые |разрухи,
В глухие| твои глу|бины, –
Струят кры|лоруки|е духи
Свои све|тозарны|е сны.

«Родине».

Поля мо|ей скудной| земли
Вон там пре|исполне|ны скорби.
Холмами| пространства| вдали
Изгорби|, равнина|, изгорби!

Косматый|, далёкий| дымок.
Косматы|е в далях| деревни.
Туманов| косматый| поток.
Просторы| голодных |губерний.

«Русь».

Довольно|: не жди, не| надейся –
Рассейся|, мой бедный| народ!
В пространство| пади и| разбейся
За годом| мучитель|ный год!

Века ни|щеты и| безволья.
Позволь же|, о роди|на-мать,
В сырое|, в пустое| раздолье,
В раздолье| твоё про|рыдать: –

Туда, на| равнине| горбатой, –
Где стая| зелёных| дубов
Волнует|ся купой| подъятой
В косматый| свинец об|лаков,

«Отчаянье».

Во всех этих отрывках видим один и тот же размер – трёхстопный амфибрахий. В чётных строках последняя стопа укорочена на один безударный слог, но всё равно считается за полную стопу.

Похожим образом организовано следующее произведение Марины Ивановны Цветаевой:

Их души| неведо|мым счастьем
Баюкал |предутрен|ний гул.
Он с тайным| и странным| участьем
В их детски|е сны за|глянул.

И, сладким |предчувствии|ем ранен
Каких-то| безудерж|ных гроз,
Спросил он|, и был им |так странен
Его не|понятный| вопрос.

Они, при|таясь, про|молчали
И молча |порвали |звено
За миг бес|конечной| печали
Да будет| ему про|щено!

«На заре».

Аналогичная структура стихов характерна и для произведений Валерия Яковлевича Брюсова:

Да, можно| любить, не|навидя,
Любить с ом|рачённой |душой,
С последним| проклятии|ем видя
Последне|е счастье| – в одной!

О, слишком| жестоки|е губы,
О, лживый, |приманчи|вый взор,
Весь облик|, и нежный |и грубый,
Влекущий,| как тьма, |разговор!

«Да, можно любить, ненавидя…».

Три женщи|ны, грязны|е, пьяны|е,
Обнявшись|, идут и |шатают|ся.
Дрожат ко|локольни| туманны|е,
Кресты у |церквей на|клоняют|ся.

Заслышав|ши речи| бессвязны|е,
На хриплы|е песни |похожи|е,
Смеются| извозчи|ки праздны|е,
Сторонят|ся грубо| прохожи|е.

Идут о|ни, грязны|е, пьяны|е,
Поют сво|и песни|, ругают|ся…
И горест|но церкви| туманны|е
Пред ними| крестами| склоняют|ся.

«Подруги».

В данном стихотворении схема каждого четверостишия будет выглядеть следующим образом:
_ ! _ _ ! _ _ ! _ _
_ ! _ _ ! _ _ ! _ _
_ ! _ _ ! _ _ ! _ _
_ ! _ _ ! _ _ ! _ _

Однако размер всё равно трёхстопный амфибрахий, так как последний слог является безударным, поэтому не может считаться полной стопой.

Таким образом, видим, что амфибрахий применяется в стихотворениях поэтов разных эпох. Его мы обнаруживаем в поэзии и Золотого, и Серебряного века. Наверняка, этим размером пользуются и современные авторы.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах