«Полно, степь моя, спать беспробудно…» И. Никитин
* * * Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, – и тепло и светло.Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
Октябрь 1854 г.
Анализ стихотворения Никитина «Полно, степь моя…»
Стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно…» написано в октябре 1854 года. Этот год был довольно значимым в жизни поэта – он получил возможность уделять больше времени себе и литературному творчеству, занялся самообразованием. Кроме того, немного улучшились его непростые отношения с отцом, а обстановка постоялого двора стала меньше угнетать поэта.
Тема стихотворения навеяна грустью осеннего увядания. Автор, используя глаголы повелительного наклонения, на самом деле выражает просьбу. Произведение с удивительно музыкальным стихом содержит такие выразительные средства:
- эпитеты – «безлюдная дорожка», «ненаглядная краса», «яркое золото», «белоснежные тучки», «румяное мерцанье», «ясные зорьки» – помогают увидеть предметы и явления с необычной стороны, расцветить их авторской фантазией;
- обращения – «степь моя», «моя степь», «ковыль белый», «копна за копною», «косцы» – делают интонационный акцент в определенных местах текста;
- инверсию – «степь моя», «сохнет скатерть», «ковыль белый», «ложись, ковыль», «подымайся, копна», «распевайте, косцы», «отдохни, степь»;
- метафоры – «умойся росою», «царство зимы», «скатерть дорожки», «летят караваном», «бегут полосами», «плывут толпами»;
- многосоюзие – «и тепло и светло», «что за звуки, за песни» – подчеркивает роль каждого слова;
- ряд однородных членов предложения – «пробудись, умойся, покажись, принакрой, нарядись» – всесторонне описывает изменения, происходящие в природе;
- сравнение – «нарядись, как невеста»;
- олицетворения – «отдохни, моя степь, усни», «день утопает», «ручьи шумят», «тучки плывут», «тени бегут», «ложись, ковыль», «подымайся, копна» – вкупе помогают создать коллективный образ неброской среднерусской природы и гармонию человеческого слияния с ней;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «день-деньской», «Что за звуки, за песни … от зари до зари», которая оживляет читательское внимание;
- риторические восклицания – «Сколько … – посмотри!», «Что за звуки!..», «…ложись под косою…!», «Распевайте… по ночам!» – отражает авторские эмоции, умиление и радость при виде торжества труда, благодати погожего дня;
- умолчание – «Там уж лето…», оформленное троеточием, позволяет читателю вообразить красоты летней поры;
- эллипсис – «снег пропал – (стало) и тепло и светло», «понавьют – (только) посмотри».
Поэт описывает полный цикл природных превращений – от пробуждения до угасания, и в каждом находит свою прелесть. В рамках стихотворения И. С. Никитин относится к степи как к живому человеку – чувствуется, что автор очень любит этот край.