«Чулочки» М. Джалиль
Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
– Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже..?»
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
«Глаза, как у моей Утины» –
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
«ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?»
Анализ стихотворения М. Джалиля «Чулочки»
Стихотворение «Чулочки» – одно из самых пронзительных стихотворений о войне. Простое по форме, оно пронизано антивоенным пафосом и ярко отражает авторское отношение. Метафорический смысл названия – судьбы детей в условиях войны, его символический подтекст – недопустимость войн.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «белела мгла», «раздался голос детский», «смотрели девочки глаза», «взглядом детским», «в смятеньи смутном», «упала девочка», «пулею твоей», «шагал эсесовец», «в сознании отравленном»;
- обращения – «солдат», «дядя» – намеренный выбор этого слова подчеркивает возрастную дистанцию между жертвой и палачом;
- оксюморон «мгла белела» позволяет точно описать обстоятельства преступления – еще не рассеявшийся утренний туман;
- ряды однородных членов предложения – «детский, наивный, чистый, живой», «не упрекая, не браня», «не успела, не смогла», «раздеться, стать», – предельно уточняющие обстоятельства происходящего;
- метафоры – «глядя в душу», «объят смятеньем», «скован взглядом», «в землю врос», «овеянный дрожью»;
- многосоюзие – «и скован и врос»;
- эпитеты – «чистый голос», «смутное смятенье», «невольная дрожь», «отравленное сознание»;
- риторическое восклицание – «Нет!» – подчеркивает эмоциональный накал;
- антитезу – «убить … не сможет, но дал … очередь»;
- умолчание, которое также является перифразом – «дал он очередь…» – то есть «выстрелил», оформление троеточием имеет глубокий смысл – оно подчеркивает ужас и непоправимость произошедшего;
- лексические повторы – «Чулочки тоже..?», «солдат, солдат», «шагал эсесовец …, шагал …», «И снова … светился … , и снова слышится …», «ты человек … немец, ты зверь…»;
- контекстуальные антонимы – «человек – зверь»;
- олицетворения – «дума (мысль) зажглась»;
- синонимы – «снова, опять», в том числе контекстуальные – «солдат, эсесовец»;
- цитирование – «Чулочки, … тоже снять?», «Глаза, как у … Утины» – придает тексту документальную достоверность;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «расстреляли на рассвете»;
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «чулочки», его форма усиливает акцент на детской наивности, чистоте, усиливает трагический момент.
Основной поэтический образ – детская незащищенность. Стихотворение производит неизгладимое впечатление и чрезвычайно актуально в наши дни – время особенно острого противостояния с цивилизованной Европой.