Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Иван Крылов

«Кукушка и петух» И. Крылов

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-
      «А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—
      «А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
         Чтоб начала ты снова...
   Отколь такой берется голосок?
      И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
      А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
      Поешь ты лучше райской птички,
      На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
   Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
      Все ваша музыка плоха!..»
           _________

      За что же, не боясь греха,
      Кукушка хвалит Петуха?
      За то, что хвалит он Кукушку.

Анализ, мораль басни Крылова «Кукушка и петух»

Басня «Кукушка и Петух» написана в 1833 году маститым академиком И. А. Крыловым, умудренным жизнью человеком, уже имеющим высокие награды за литературные заслуги и досконально знающим предмет, о котором пишет. Оригинальный сюжет высмеивает известных, именитых современников поэта.

Богатство речи, которое демонстрирует великий русский баснописец, выражается в гармоничном сочетании разных средств художественной выразительности, которые порой трансформируются друг в друга. Например, ряд однородных членов предложения (кратких определений) сочетается с многосоюзием – «и чист, и нежен, и высок», а синтаксический параллелизм включает лексический повтор — «за что же … хвалит, за то, что хвалит он…». Эпитет «музыка плоха» одновременно является разновидностью метафоры, так как подразумевает не пение, а бесконечные уверения персонажей в достоинствах друг друга.

Иван Андреевич и говорил, и писал цветистым, выразительным народным языком, включающим разговорные элементы: в тексте мы находим «примолвил» — «добавил к уже сказанному», «случась» — деепричастие от глагола «случиться» — «оказаться где-либо», разговорное ласковое обращение «мой свет» и разговорные фразеологизмы – «век слушать готова», «жду не дождусь».

В тексте басни преобладает действие, поэтому в нем сравнительно мало эпитетов – «милый Петушок», «музыка плоха» — и метафор — «тянешь плавно и протяжно», «вы родом». Зато эмоциональный характер беседы автор подчеркивает введением большого числа риторических восклицаний – «Как… поешь… важно!», «Во всем лесу …нет!», «…что твой соловей!», «… и нежен, и высок!», «Все ваша музыка плоха!» — и риторических вопросов – «Отколь такой … голосок?», «За что … хвалит Петуха?» Многочисленные примеры инверсии – «поешь ты громко», «во всем лесу у нас», «ты лишь только замолчишь», «ссылаюсь в этом я» — позволяют выделить в строке последнее слово, являющееся ключевым.

Автор использует такие средства выразительности, как антитеза — «хоть охрипните, хваля – … всё плоха», гипербола – «во всем лесу …такой певицы нет», эллипсис – «а песни (поешь) – что твой соловей», «чтобы начала ты (петь) снова …», косвенные сравнения — «лучше райской птички», «что твой соловей». Обращение «Друзья!» имеет иронический оттенок.

Степень лести, льющейся из уст персонажей, автор подчеркивает введением уменьшительных слов — «Петушок», «Кукушечка», «куманек», «голосок», «птичка», «невелички (невелики)», «друг дружку». Использование литоты – «собою невелички» — выявляет фактическую ошибку, в раже подобострастия допущенную Петухом – кукушка довольно крупная птица, намного крупнее соловья. Мораль басни представлена в вопросно-ответной форме изложения.

Автор не случайно выбирает в качестве персонажа, выносящего вердикт, миниатюрного Воробья, слывущего символом легковесности и легкомыслия. Сделанный поэтом вывод очевиден даже для него.

В рамках басни Крылов осуждает не только лесть, но и беспардонную ложь – персонажи наверняка понимают, что их речи не соответствуют действительности. Характер общения подчеркивает посредственность, бездарность героев басни. Мерилом силы искусства является для них громкость пения и важность манер.

Взаимные восхваления призваны компенсировать отсутствие у персонажей таланта, повысить самооценку каждого, придать ему несуществующий вес. Каждый их них выдает собеседнику своеобразный аванс, рассчитывая на аналогичный ответный шаг и не понимая, что незаслуженная похвала рождает глупое самомнение, тупое чванство, подчеркивает убожество и только унижает любого человека.




Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тургенев; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах