«Кукушка и петух» И. Крылов
«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!» – «А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!» – «Тебя, мой куманек, век слушать я готова». – «А ты, красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь, Чтоб начала ты снова… Отколь такой берется голосок? И чист, и нежен, и высок!.. Да вы уж родом так: собою невелички, А песни, что твой соловей!» – «Спасибо, кум; зато, по совести моей, Поешь ты лучше райской птички, На всех ссылаюсь в этом я». Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, – Все ваша музыка плоха!..»––––––За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.1834 г. Июль, д. 9
«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга девятая».
Анализ, мораль басни Крылова «Кукушка и петух»
Басня «Кукушка и Петух» написана в 1833 году маститым академиком И. А. Крыловым, умудренным жизнью человеком, уже имеющим высокие награды за литературные заслуги и досконально знающим предмет, о котором пишет. Оригинальный сюжет высмеивает известных, именитых современников поэта.
Богатство речи, которое демонстрирует великий русский баснописец, выражается в гармоничном сочетании разных средств художественной выразительности, которые порой трансформируются друг в друга. Например, ряд однородных членов предложения (кратких определений) сочетается с многосоюзием – «и чист, и нежен, и высок», а синтаксический параллелизм включает лексический повтор – «за что же … хвалит, за то, что хвалит он…». Эпитет «музыка плоха» одновременно является разновидностью метафоры, так как подразумевает не пение, а бесконечные уверения персонажей в достоинствах друг друга.
Иван Андреевич и говорил, и писал цветистым, выразительным народным языком, включающим разговорные элементы: в тексте мы находим «примолвил» – «добавил к уже сказанному», «случась» – деепричастие от глагола «случиться» – «оказаться где-либо», разговорное ласковое обращение «мой свет» и разговорные фразеологизмы – «век слушать готова», «жду не дождусь».
В тексте басни преобладает действие, поэтому в нем сравнительно мало эпитетов – «милый Петушок», «музыка плоха» – и метафор – «тянешь плавно и протяжно», «вы родом». Зато эмоциональный характер беседы автор подчеркивает введением большого числа риторических восклицаний – «Как… поешь… важно!», «Во всем лесу …нет!», «…что твой соловей!», «… и нежен, и высок!», «Все ваша музыка плоха!» – и риторических вопросов – «Отколь такой … голосок?», «За что … хвалит Петуха?» Многочисленные примеры инверсии – «поешь ты громко», «во всем лесу у нас», «ты лишь только замолчишь», «ссылаюсь в этом я» – позволяют выделить в строке последнее слово, являющееся ключевым.
Автор использует такие средства выразительности, как антитеза – «хоть охрипните, хваля – … всё плоха», гипербола – «во всем лесу …такой певицы нет», эллипсис – «а песни (поешь) – что твой соловей», «чтобы начала ты (петь) снова …», косвенные сравнения – «лучше райской птички», «что твой соловей». Обращение «Друзья!» имеет иронический оттенок.
Степень лести, льющейся из уст персонажей, автор подчеркивает введением уменьшительных слов – «Петушок», «Кукушечка», «куманек», «голосок», «птичка», «невелички (невелики)», «друг дружку». Использование литоты – «собою невелички» – выявляет фактическую ошибку, в раже подобострастия допущенную Петухом – кукушка довольно крупная птица, намного крупнее соловья. Мораль басни представлена в вопросно-ответной форме изложения.
Автор не случайно выбирает в качестве персонажа, выносящего вердикт, миниатюрного Воробья, слывущего символом легковесности и легкомыслия. Сделанный поэтом вывод очевиден даже для него.
В рамках басни Крылов осуждает не только лесть, но и беспардонную ложь – персонажи наверняка понимают, что их речи не соответствуют действительности. Характер общения подчеркивает посредственность, бездарность героев басни. Мерилом силы искусства является для них громкость пения и важность манер.
Взаимные восхваления призваны компенсировать отсутствие у персонажей таланта, повысить самооценку каждого, придать ему несуществующий вес. Каждый их них выдает собеседнику своеобразный аванс, рассчитывая на аналогичный ответный шаг и не понимая, что незаслуженная похвала рождает глупое самомнение, тупое чванство, подчеркивает убожество и только унижает любого человека.