Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Кукушка и петух» И. Крылов

«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-
      «А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» –
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова». –
      «А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
         Чтоб начала ты снова…
   Отколь такой берется голосок?
      И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
      А песни, что твой соловей!» –
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
      Поешь ты лучше райской птички,
      На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
   Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, –
      Все ваша музыка плоха!..»
           _________

      За что же, не боясь греха,
      Кукушка хвалит Петуха?
      За то, что хвалит он Кукушку.

Анализ, мораль басни Крылова «Кукушка и петух»

Басня «Кукушка и Петух» написана в 1833 году маститым академиком И. А. Крыловым, умудренным жизнью человеком, уже имеющим высокие награды за литературные заслуги и досконально знающим предмет, о котором пишет. Оригинальный сюжет высмеивает известных, именитых современников поэта.

Богатство речи, которое демонстрирует великий русский баснописец, выражается в гармоничном сочетании разных средств художественной выразительности, которые порой трансформируются друг в друга. Например, ряд однородных членов предложения (кратких определений) сочетается с многосоюзием – «и чист, и нежен, и высок», а синтаксический параллелизм включает лексический повтор – «за что же … хвалит, за то, что хвалит он…». Эпитет «музыка плоха» одновременно является разновидностью метафоры, так как подразумевает не пение, а бесконечные уверения персонажей в достоинствах друг друга.

Иван Андреевич и говорил, и писал цветистым, выразительным народным языком, включающим разговорные элементы: в тексте мы находим «примолвил» – «добавил к уже сказанному», «случась» – деепричастие от глагола «случиться» – «оказаться где-либо», разговорное ласковое обращение «мой свет» и разговорные фразеологизмы – «век слушать готова», «жду не дождусь».

В тексте басни преобладает действие, поэтому в нем сравнительно мало эпитетов – «милый Петушок», «музыка плоха» – и метафор – «тянешь плавно и протяжно», «вы родом». Зато эмоциональный характер беседы автор подчеркивает введением большого числа риторических восклицаний – «Как… поешь… важно!», «Во всем лесу …нет!», «…что твой соловей!», «… и нежен, и высок!», «Все ваша музыка плоха!» – и риторических вопросов – «Отколь такой … голосок?», «За что … хвалит Петуха?» Многочисленные примеры инверсии – «поешь ты громко», «во всем лесу у нас», «ты лишь только замолчишь», «ссылаюсь в этом я» – позволяют выделить в строке последнее слово, являющееся ключевым.

Автор использует такие средства выразительности, как антитеза – «хоть охрипните, хваля – … всё плоха», гипербола – «во всем лесу …такой певицы нет», эллипсис – «а песни (поешь) – что твой соловей», «чтобы начала ты (петь) снова …», косвенные сравнения – «лучше райской птички», «что твой соловей». Обращение «Друзья!» имеет иронический оттенок.

Степень лести, льющейся из уст персонажей, автор подчеркивает введением уменьшительных слов – «Петушок», «Кукушечка», «куманек», «голосок», «птичка», «невелички (невелики)», «друг дружку». Использование литоты – «собою невелички» – выявляет фактическую ошибку, в раже подобострастия допущенную Петухом – кукушка довольно крупная птица, намного крупнее соловья. Мораль басни представлена в вопросно-ответной форме изложения.

Автор не случайно выбирает в качестве персонажа, выносящего вердикт, миниатюрного Воробья, слывущего символом легковесности и легкомыслия. Сделанный поэтом вывод очевиден даже для него.

В рамках басни Крылов осуждает не только лесть, но и беспардонную ложь – персонажи наверняка понимают, что их речи не соответствуют действительности. Характер общения подчеркивает посредственность, бездарность героев басни. Мерилом силы искусства является для них громкость пения и важность манер.

Взаимные восхваления призваны компенсировать отсутствие у персонажей таланта, повысить самооценку каждого, придать ему несуществующий вес. Каждый их них выдает собеседнику своеобразный аванс, рассчитывая на аналогичный ответный шаг и не понимая, что незаслуженная похвала рождает глупое самомнение, тупое чванство, подчеркивает убожество и только унижает любого человека.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.

У Пушкина было 5 дуэлей, собирался вставать к барьеру не менее 30 раз. https://pishi-stihi.ru/skolko-duelej-bylo-u-pushkina.html


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах