«Февраль» В. Ходасевич
Этот вечер, еще не весенний,
Но какой-то уже и не зимний…
Что ж ты медлишь, весна? Вдохновенней,
Ты, влюбленных сердец Полигимния!Не воскреснуть минувшим волненьям
Голубых предвечерних свиданий, –
Но над каждым сожженным мгновеньем
Возникает, как Феникс, – предание.
Февраль 1913 г.
Сборник «Счастливый домик» (1914). Цикл «Звезда над пальмой».
Анализ стиха В. Ходасевича «Февраль»
Стихотворение «Февраль» увидело свет в 1914 году. Оно вошло в ранний сборник поэта под говорящим названием «Счастливый домик». Основной поэтический образ произведения – природа – позволяет отразить настрой автора. Запоздавшая весна вдохновила Ходасевича на стих, подкупающий искренностью лирических переживаний.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- контекстуальные антонимы – «еще – уже», «весенний – зимний», помогающие отразить жизненные контрасты;
- умолчание – «какой-то … не зимний…» – всеобщая неопределенность – погоды, настроя, желаний – мешает автору точнее описать и февраль;
- риторический вопрос – «Что ж ты медлишь…?»;
- инверсию – «сердец Полигимния», которая позволяет зарифмовать строку;
- обращение – «весна»;
- олицетворения – «влюбленные сердца», «не воскреснуть волненьям», «возникает предание» – словно наполняют произведение иными персонажами;
- риторическое восклицание – «… ты, … Полигимния!»;
- эпитеты – «голубые (в значении целомудренные, идеализированные) свиданья», «сожженные (то есть безвозвратно прошедшие, эпитет укрепляет ассоциацию с Фениксом) мгновенья»;
- сравнение – «возникает, как Феникс»;
- аллитерацию – «воскреснуть минувшим волненьям … предвечерних свиданий» – повторение однородных согласных выступает ярким средством звукописи;
- метафору – «Полигимния сердец», которая подчеркивает жизнеутверждающую, созидательную силу весны;
- метонимию – «волненья свиданий» – замена понятий создает акцент на особой роли встреч любящих людей;
- антитезу – «не воскреснуть … волненьям, – но возникает … предание», которая описывает, как автор смягчает горечь любовной утраты – замещает чувство красивой легендой.
Феникс – мифологическая долгоживущая птица, ассоциированная с солнцем и каждый раз возрождающаяся после гибели, символ вечного обновления, бессмертия. Полигимния – муза торжественных гимнов в греческой мифологии. Называя весну этим звучным именем, автор словно вручает ей властную эстафету, обязывает действовать решительно и быстро.
Автор, не называя месяц прямо, дает ему определение «вечерний» – то есть промежуточный, находящийся между днем и ночью, между двух сезонов. Свиданиям тоже придается определение «предвечерние» – они ни дневные, ни ночные, находящиеся в зоне «межвременья». Отвергая возможность нового чувства, автор тем не менее ожидает перемен – и в природе, и в личной жизни – и говорит о предании, то есть мифологизирует историю свой жизни и любви.