«Названья зим» Д. Самойлов
У зим бывают имена.
Одна из них звалась Наталья.
И было в ней мерцанье, тайна,
И холод, и голубизна.Еленою звалась зима,
И Марфою, и Катериной.
И я порою зимней, длинной
Влюблялся и сходил с ума.И были дни, и падал снег,
Как теплый пух зимы туманной.
А эту зиму звали Анной,
Она была прекрасней всех.
Анализ стихотворения
Стихотворение «Названья зим» – яркий пример антропоморфизации, то есть очеловечивания неодушевленных объектов и явлений. К такому приему советский поэт Давид Самойлов прибегал часто, причем в произведениях самой разной тематики, даже военной.
Поэт воспроизводит действительность так, что описываемый неодушевленный объект начинает эмоционально влиять на читателей, вызывать у них мысли и чувства, словно бы это живой субъект. В рассматриваемом стихотворении очеловечиванию подверглась зима. Причем ее образ сформирован самыми простыми, незатейливыми словами, которые, благодаря таланту автора, обрели глубину и поэтичность.
Восприятие стихотворения строится на том, что обычно сезоны года люди воспринимают не просто как определенный временной отрезок, а как сложное и причудливое слияние визуальных образов, эмоциональных состояний, ассоциаций. Именно на уровне чувственного и ассоциативного понимания Самойлов изображает зиму. Каждая прожитая поэтом зима – определенный жизненный этап, пройденная личная история, которая ассоциируется с реальной женщиной. Эта женщина одушевляет зиму, наделяет ее собственными чертами.
Воссоздавая антропоморфный образ, автор превращает абстрактное явление в живой, одушевленный, телесный объект, тем самым помогает читателю сформировать в воображении яркий и многогранный образ. Давид Самойлов считал зиму особенным временем, которое способствует раскрытию настоящих глубин души человека. Поэт не просто наделял любимый сезон человеческими чертами, он каждый раз из года в год давал ему женское имя. Имя реальных женщин, к которым испытывал влюбленность, которые его восхищали: «…И я порою зимней, длинной влюблялся и сходил с ума…».
Именно зима становилась для Давида Самойлова временем, когда к нему приходили наиболее сильные любовные чувства. В восприятии поэта красота зимней природы в полной мере соответствует женской красоте. Каждый раз влюбляясь зимой, автор словно бы начинал новую жизнь, эмоционально и духовно возрождался.
В стихотворении «Названья зим» Самойлов старается подчеркнуть индивидуальность каждой зимы, как и индивидуальность каждой женщины. У одной было «мерцанье, тайна, и холод, и голубизна», другая ассоциировалась с падающим снегом и «теплым пухом». То есть поэт старается передать общий образ через тактильные и зрительные параметры. Одновременно заметно, что Самойлов относится к этому времени года как к чему-то святому, сакральному, волшебному.
Автор: Давид Самойлов