«Под музыку осеннего дождя» К. Фофанов
Темно, темно! На улице пустынно…
Под музыку осеннего дождя
Иду во тьме… Таинственно и длинно
Путь стелется, к теплу огней ведя.В уме моем рождаются картины
Одна другой прекрасней и светлей.
На небе тьма, а солнце жжет долины,
И солнце то взошло в душе моей!Пустынно всё, но там журчат потоки,
Где я иду незримою тропой.
Они в душе родятся одиноки,
И сердца струн в них слышится прибой.Не сами ль мы своим воображеньем
Жизнь создаем, к бессмертию идя,
И мир зовем волшебным сновиденьем
Под музыку осеннего дождя!..
Октябрь 1900 г.
Анализ стихотворения К. М. Фофанова «Под музыку осеннего дождя»
В рамках небольшого стихотворения К. М. Фофанов противопоставляет картины унылой действительности картинам идеального мира, светлому образу воображаемого будущего, возможно – бессмертия.
Стихотворение включает следующие средства художественной выразительности:
- лексический повтор – «Темно, темно», «солнце жжет …, и солнце … взошло» – позволяет выделить ключевые слова;
- риторические восклицания – «… темно!», «взошло в душе…!», «мир зовем под музыку…!» – говорят о накале эмоций лирического героя, его экзальтации;
- умолчания – «пустынно…», «иду во тьме…» – создают ощущение неопределенности, ожидание чего-то тревожного;
- метафоры – «музыка дождя», «тепло огней», «солнце в душе», «родятся в душе», «прибой струн сердца», «создаем воображеньем»;
- олицетворения – «путь стелется, … ведя», «картины рождаются», «солнце жжет» – помогают нарисовать яркие образные картины;
- катахрезу (сочетание на первый взгляд несовместимых по значению слов, образующих, тем не менее, смысловое целое) – «таинственно стелется»;
- инверсию – «рождаются картины», «в душе моей», «журчат потоки», «сердца струны», «слышится прибой» – формирующую рифму;
- антитезу – «… тьма, а солнце жжет…», «пустынно, но журчат…», которая обозначает контраст между реальностью и воображаемым миром;
- эпитеты – «незримая тропа», «волшебное сновиденье»;
- гиперболу – «жжет долины», которая используется для усиления производимого впечатления;
- лексику высокого стиля – «незримая (в контексте речи – воображаемая)», «тьма».
Композиционно стихотворение делится на три части. В первой строфе автор описывает реальные условия, в которых находится – дождливым днем на темной улице. Иносказательно – это полный тягот жизненный путь. Вторая и третья строфа описываю т работу воображения. Шум настоящего дождя Константин Михайлович сопоставляет со звуком сердечных струн – прибоем.
В последней строфе поэт размышляет об идеализации реальной действительности, свойственной не только творческим людям. Но говорит об этом не в негативном ключе, не с осуждением. Поэт уверен, что порой только отвлеченность, отстранение от реальности и позволяет достичь духовных высот человеку, измученному жизненными испытаниями, дает ему силы жить, делать добро и заниматься творчеством.
Автор провозглашает уникальность каждого человека, ценность человеческой жизни независимо от того, чем она наполнена.