Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Волк на псарне» И. Крылов

   Волк ночью, думая залезть в овчарню,
            Попал на псарню.
      Поднялся вдруг весь псарный двор –
   Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
   Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-
      И вмиг ворота на запор;
      В минуту псарня стала адом.
         Бегут: иной с дубьем,
            Иной с ружьем.
   «Огня! – кричат, – огня!» Пришли с огнем.
   Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
   Но, видя то, что тут не перед стадом
      И что приходит, наконец,
      Ему расчесться за овец, –
         Пустился мой хитрец
            В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
      Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
   Но сам за них с другими грызться рад
      И волчьей клятвой утверждаю,
      Что я…» – «Послушай-ка, сосед, –
      Тут ловчий перервал в ответ, –
      Ты сер, а я, приятель, сед,
   И волчью вашу я давно натуру знаю;
      А потому обычай мой:
   С волками иначе не делать мировой,
      Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Анализ, мораль басни Крылова «Волк на псарне»

Басня написана в октябре тревожного 1812 года в период переговоров с Наполеоном о перемирии после существенного перелома в событиях отечественной войны. Наполеоновская армия оказалась в сложном положении, что и вынудило французского главнокомандующего искать мира с русскими.

Оружием И. А. Крылова было его острое слово. Небольшое произведение имеет прямую отсылку к военным событиям того времени, но оно не потеряло актуальности и в наши дни. Основой для создания басни послужил оригинальный национальный материал и тема воздаяния. Существует легенда о том, что М. И. Кутузов читал басню перед командным составом русской армии, она произвела сильное впечатление. Если это соответствует действительности, то поступок главнокомандующего можно считать удачной находкой патриотической пропаганды. Идея и тема произведения строится на конфликте между хозяином и непрошеным гостем (читай – захватчиком), и этот конфликт точно коррелировал с военно-политической обстановкой текущего момента.

Псарня является аллюзией западни, в которую попал Наполеон, а верные псы – защитников царя и отечества. Видимо, образ ловчего – намек на роль Кутузова в разработке плана изматывающей войны, в конце концов погубившую армию, которая покорила половину мира. И не случайно для создания яркого образа избран Волк. Хищнику в человеческом облике, которого героизировала вся цивилизованная Европа и который ради собственных амбиций погубил сотни тысяч русских, нет, и не могло быть оправдания.

В тексте присутствуют следующие средства художественной выразительности: эпитеты – «серый забияка», «старинный сват и кум», «общий лад», «волчья натура», метонимия – «поднялся двор», «съесть глазами», «не трону стад», «делать мировую (идти на сговор)», яркие метафоры – «псы залились», «пришли с огнем», «натуру знаю», анафора – «иной с дубьем, иной с ружьем» и сравнение – «псарня стала адом».

Эмоциональный тон происходящего подчеркивают риторические восклицания – «Ахти, ребята, вор!», «Друзья!», «Огня, …огня!», «…уставим общий лад!», риторический вопрос – «…к чему весь этот шум?» и лексический повтор – «Огня, …огня! Пришли с огнем».

Скептическое отношение автора к дипломатическим потугам Волка автор подчеркивает иронией – «приятель», «мой Волк» – и перифразами – «серый забияка», «мой хитрец», «сосед». Впечатления стремительности событий автор добивается, широко используя эллипсис – «вмиг ворота на запор», «тут не перед стадом», «приходит … ему расчесться (здесь – понести наказание) за овец».

Речь баснописца изобилует присущими живой разговорной речи неполными предложениями – «Бегут: иной с дубьем, иной с ружьем», простонародными выражениями, которые, однако, органично вплетены в ткань произведения – «снявши», «ахти», «ощетиня», «расчесться (рассчитаться)», «уставим (установим)»
Прием инверсии – «почуя серого так близко забияку», «поднялся вдруг… псарный двор» – помогает Крылову ярче выделить значимое слово или оборот, помещенные в конце фразы.

Антитеза – «ты сер, а я…сед» является указанием на жизненный опыт ловчего (седина как показатель прожитых лет), а заодно и на исторический опыт великой страны с ее седой стариной, которая беспощадно уничтожит любых захватчиков.

Басня не включает четко сформулированную мораль, но вывод очевиден – он должен служить назиданием для внешних врагов и внутренних соглашателей. Стихотворение утверждает читателя в мысли, что зло непременно должно быть наказано, в какие бы одежды оно не рядилось. А Иван Андреевич в очередной раз предстал перед потомками как гениальный баснописец и истинный патриот.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах