Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«О, женщина, дитя, привыкшее играть…» К. Бальмонт

* * *

О, женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!
Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,
Для прихоти твоей я душу погублю,
Все, все возьми себе – за взгляд очей прекрасных,
За слово лживое, что истины нежней,
За сладкую тоску восторженных мучений!
Ты, море странных снов, и звуков, и огней!
Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

Сборник «Под северным небом» (1894).

Анализ стихотворения Бальмонта «О, женщина, дитя, привыкшее играть…»

Стихотворение является настоящим гимном любви и женщине, удивительно гармонично сочетающим апологию женщины и упреки в непостоянстве и манипулировании. В произведении, как под увеличительным стеклом, проявляются малейшие оттенки чувств лирического героя.

Стихотворение наполняют следующие средства художественной выразительности:

  • инверсии – «в терзаньях страстных», «слово лживое», создающая акцент на заключительном слове каждого словосочетания;
  • эпитеты – «нежные глаза», «страстные терзанья», «прекрасные очи», «лживое слово», «сладкая тоска», «восторженные мученья», «злой дух», «добрый гений», каждый из которых позволяет предельно точно охарактеризовать явления;
  • метафоры – «ласка поцелуя», «живу тобой», «море снов»;
  • обращение – «женщина», поставленное в один ряд со словом «дитя», отражает восторженное, бережное отношение героя к предмету своего обожания;
  • антонимы – «презирать – любить», «друг – враг», «злой – добрый» – отражают многогранность, противоречивость, сложность человеческих чувств и отношений;
  • риторические восклицания – «А я … люблю…!», «Все… возьми!…», «Ты, море снов!..», «Ты, друг и враг!», «… дух и гений!», частотность которых свидетельствует о тонкой нервной организации и эмоциональности автора;
  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «люблю, рвусь, прощаю, живу», «море снов, звуков, огней», «за взгляд, слово, тоску» – наполняют произведение красками и событиями;
  • симплока (повторение слова в смежных стихах при разных начале и конце) – «…я тебя люблю, волнуясь… Люблю и рвусь…» – позволяет автору создать дополнительный акцент на одном из ключевых слов стихотворения – слове «любить»;
  • лексический повтор – «все, все возьми» – отражает широту натуры любящего;
  • синтаксический параллелизм – «Ты, море…», «Ты, друг…» – позволяет сделать образ женщины смысловым центром стихотворения;
  • синонимы – «очи – глаза», причем устаревшая форма подчеркивает возвышенность чувств;
  • оксюморон – «сладкая тоска», отражающий тот факт, что сладкая ложь для лирического героя желаннее горькой истины – он, как и великий Пушкин, рад обманываться.

Большая частотность местоимений придает стихотворению исповедальную ноту. Поэт декларирует полное доверие женщине, несмотря на то, что, возможно, является игрушкой в ее руках.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах