«Признание» Н. Некрасов
Я пленен, я очарован,
Ненаглядная, тобой,
Я навек к тебе прикован
Цепью страсти роковой.
Я твой раб, моя царица!
Всё несу к твоим ногам,
Без тебя мне мир темница.
О, внемли моим словам:
Несурово, хоть ошибкой,
На страдальца посмотри
И приветливой улыбкой
Хоть однажды подари!
Я люблю; ужель погубишь
Ты меня, не полюбя?
Полюби! – когда полюбишь,
Буду жить лишь для тебя!
Лишь твои живые очи,
Ручку, ножку, локон, стан
Вспоминать и дни и ночи
Буду, страстный как волкан;
И покуда будет биться
Жизнь в пылающей крови,
Лишь к тебе, моя царица,
Буду полн огнем любви.
О, скажи, краса младая,
Мне хоть слово; но молю:
Полюби, не отвергая,
Так, как я тебя люблю!
1839 г.
Анализ стихотворения Некрасова «Признание»
Художественный текст 1839 г. вошел в первую книгу «Мечты и звуки», которую автор оценил как незрелую и даже собственноручно уничтожил часть тиража. Размышляя о вечных категориях и жизненных разочарованиях, высокой поэзии и изгнанничестве души, романтический герой предпочитает следовать традициям, заложенным мэтрами русской лирики. В ранних некрасовских текстах встречаются довольно обширные цитаты: в произведении «Красавице» из пушкинского шедевра позаимствованы не только обращение к лирическому адресату, но некоторые мотивы и даже рифмы.
Зачин анализируемого стихотворения отсылает к строкам изящной миниатюры Пушкина «Я влюблен, я очарован…», которую классик посвятил знакомству с будущей супругой. Возвышающее и пленяющее состояние влюбленности фиксирует и некрасовский лирический герой. Нетерпеливый и пылкий «страдалец» не стесняется громких заявлений: внезапно вспыхнувшие чувства ему кажутся неугасимыми и вечными, а прямодушная формула «я твой раб» указывает на суть отношений с опоэтизированным образом «царицы».
Портрет «красы младой» создан по схемам романтизма, в нем отсутствуют оригинальные детали – как внешние, так и психологические. Вспоминая «живые очи», локоны и прочие девичьи прелести, герой концентрируется на своих переживаниях. Чтобы передать силу юношеских чувств, поэт аккумулирует лексику с семантикой пламени: «волкан», «пылающая кровь», «огонь любви».
О чем просит верный поклонник свою «царицу»? Он посчитал бы драгоценным даром даже мимолетные знаки внимания: «приветливую улыбку», случайный взгляд, короткий разговор. В душе лирического «я» таится сокровенное желание разделенной любви, о которой молит искренний и простосердечный юноша.
Облик художественного пространства поставлен в зависимость от благосклонности «царицы»: «мир без тебя» лишен радости и света, подобен «темнице». В тексте возникает прогноз счастливого будущего, которое лирический субъект определяет как «жизнь для тебя». Пылкий поклонник не рассчитывает на отказ, надеясь на доброту избранницы. Однако при мыслях о любовных неудачах рождается мелодраматический мотив губительности высокого чувства.
Эмоциональность и искренние интонации – несомненные достоинства некрасовской версии любовного признания. Однако они не отменяют явно ученический характер раннего опыта, проигрывающего другим авторам по глубине идейного содержания и отточенности формы. В центре одноименного творения Пушкина – «труд и стыд» сердечной исповеди, в тексте Баратынского – «хлад печальный», сменивший «прекрасный огонь» страсти.