Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Любопытный» И. Крылов

     «Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» –
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
     Всё видел, высмотрел; от удивленья,
     Поверишь ли, не станет ни уменья
          Пересказать тебе, ни сил.
     Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
          Какие бабочки, букашки,
          Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
          Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» –
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
     Я чай, подумал ты, что гору встретил?» –
«Да разве там он?» – «Там». – «Ну, братец, виноват:
          Слона-то я и не приметил».

Не позднее первой половины сентября 1814 г.
«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга четвертая».

Анализ, мораль басни И. А. Крылова «Любопытный»

Произведение представляет собой диалог приятелей, один из которых впервые побывал в Кунсткамере. Впечатленный увиденным, он восторженно рассказывает о том, как попытался приобщиться к тайнам природы. Ироничная басня не содержит точно сформулированной морали. Автор предоставляет эту возможность читателю.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «приятель дорогой», «часа там три», «там он», «чудес палата» – необходимость которой диктуется гармоничной рифмовкой;
  • обращения – «приятель дорогой», «мой друг», «братец» – позволяют определить отношения собеседников – они довольно коротки;
  • большая частотность восклицательных предложений – «…здорово!», «…мой друг!», «что там чудес палата!», «Куда … природа таровата!», «каких … птиц я не видал!», «Какие … таракашки!», «крохотны коровки!», «Есть … менее булавочной головки!», «Каков … на взгляд (на вид)!» – призвана подчеркнуть экспрессию говорящих;
  • анафору – «Каких зверей, каких … птиц! Какие бабочки…», «Какие … коровки…» – которая выделяет каждое существительное, придает сообщению конкретику, определенность;
  • ряды однородных членов предложения – «видел, высмотрел», «ни уменья, ни сил», «зверей, птиц», «бабочки, букашки, козявки, мушки, таракашки» – помогают описать все многообразие увиденного и все действия персонажа;
  • олицетворение – «природа торовата (щедра, великодушна) на выдумки»;
  • сравнения – «одни, как изумруд», «другие, как коралл» – помогают создать у читателя зримые цветные образы;
  • синонимы – «приятель», «друг» – позволяют избежать повторений, они свидетельствуют о богатстве лексики, используемой великим русским баснописцем;
  • метафора – «палата чудес»;
  • контекстуальные антонимы – «букашка – слон» – создают яркий впечатляющий контраст;
  • эллипсис – «куда (как) на выдумки … торовата…» – также используется для соблюдения стихотворного размера;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «букашка», «таракашка», «коровка», «мушка», «головка» – придают речи оценочный характер, выражают одновременно удивление и пренебрежение говорящего.

Ряд выражений требует пояснения. Кунсткамера (в переводе с немецкого – «комната искусства») – старинное название естественно-научного и исторического музея в Санкт-Петербурге. Устаревший глагол «чай» («чаю») употребляется в контексте речи в значении в значении «надеюсь, полагаю». Басня содержит усеченные формы слов, характерные приметы времени – «крохотны», «не станет (достанет) … уменья» – «не хватит…».

В небольшой басне Крылов высмеивает односторонний подход ко всему, неспособность видеть мир во всей его красоте и многообразии – порицает не только невнимательность в частности, но и узость жизненных подходов в общем. Поэт обличает тупое обывательское любопытство зеваки, пришедшего поглазеть на диковины. Автор наглядно показывает нам, что в стремлении показаться образованным поверхностный человек не обращает внимания на очевидное, мудрит, выискивая надуманные факты и пытаясь представить себя таким, каким в действительности не является, прибавить себе вес в глазах других.

А слон, кстати, никуда не делся – он и в настоящее время дожидается посетителей, способных его оценить.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБасни Крылова
Басни


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах