«Свищет ветер, серебряный ветер…» С. Есенин
* * * Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
В первый раз я в себе заметил –
Так я еще никогда не думал.Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.Взглянет ли женщина с тихой улыбкой –
Я уж взволнован. Какие плечи!
Тройка ль проскачет дорогой зыбкой –
Я уже в ней и скачу далече.О, мое счастье и все удачи!
Счастье людское землей любимо.
Тот, кто хоть раз на земле заплачет, –
Значит, удача промчалась мимо.Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.
14 октября 1925 г.
Анализ стихотворения Есенина «Свищет ветер, серебряный ветер…»
В последние несколько месяцев перед самоубийством, случившимся в конце декабря 1925 года, Есенин активно писал. Ряд стихотворений исследователи творчества поэта объединили в так называемый «зимний» цикл. В произведениях этих во главу угла поставлена русская природа зимнего периода. Они пронизаны грустью, тоской, но не лишены и жизнелюбивых нот. Сергей Александрович пытался осмыслить собственное прошлое, размышлял о смерти и вечных вопросах человеческого бытия.
Именно в «зимний» цикл вошло стихотворение «Свищет ветер, серебряный ветер…», написанное в середине октября 1925 года. В нем пейзажные элементы вплетаются в философские раздумья. Природа служит отражением духовного состояния лирического героя. Кажется, он сидит у окна и наблюдает за тем, что происходит на улице. Внезапно на него снисходит прозрение:
В первый раз я в себе заметил,
Так я еще никогда не думал.
Пришедшие в голову новые мысли кардинально меняют отношение к жизни. В конце второй строфы читаем:
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале.
Кроме того, стоит обратить внимание на начало последнего четверостишия:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Процитированные строки – квинтэссенция произведения. В них сконцентрирован смысл. Все остальное – только рама. Серебряный ветер зимы для лирического героя стал ветром перемен, позволившим осознать важные вещи. Здесь Есенин становится близок к Пушкину. С лирикой великого русского поэта позднюю лирику Сергея Александровича роднят глубина, ясность и простота, мудрое приятие жизни.
В предсмертном цикле Есенин изображает зиму по большей части буйную, а не спокойную. Посмотрите, с чего начинается анализируемый текст. Поэт создает образ свободного ветра – вестника бодрости и удачи. По отношению к нему выбран глагол «свищет», рождающий в голове у читателей ассоциации с непокорной стихией. В другом стихотворении «плачет метель», сравнимая с цыганской скрипкой. В какой-то момент буйство, показанное в «зимнем» цикле, прекращается. Ему на смену приходит тишина, навевающая мысли о приближающейся смерти. «Свищет ветер, серебряный ветер…» характеризуется кольцевой композицией. Первая строка в точности повторяется в финале. В этом есть отсылка к вечному круговороту в природе, а также замкнутости человеческого существования – из неизвестности люди приходят на землю и туда же возвращаются.
Когда читаешь стихотворение, когда проникаешься жизнелюбивым пафосом произведения, становится трудно поверить в то, что всего через несколько месяцев после его создания Есенин покончил с собой. В тексте явно виден выход из глубочайшего духовного кризиса. Неудивительно, что многие поклонники творчества поэта до сих пор не принимают официальную версию о самоубийстве и продолжают выдвигать собственные варианты развития событий, произошедших в ночь с 27 на 28 декабря в петербургской гостинице «Англетер».