Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Эхо» Е. Благинина

ЛЯ бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.

Я спросила эхо: – Замолчишь ты? –
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне:
«Ишь ты, ишь ты!»
Значит, понимает речь мою.

Я сказала:
– Ты поёшь нескладно! –
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне:
«Ладно, ладно!»
Значит, понимает речь мою.

Я смеюсь – и всё звенит от смеха,
Замолчу – и всюду тишина…
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо…

Анализ стиха Е. Благининой «Эхо»

Елена Александровна Благинина – автор множества замечательных стихотворений о детях и для детей, тонко подмечающих особенности натуры малышей. Вот и произведение «Эхо» позволяет описать трогательное детское желание управлять. Созданная лирической героиней иллюзия и забавляет, и помогает ей познавать мир в игровой форме.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • слово с суффиксом эмоциональной оценки – «песенка», призванное подчеркнуть детскую радость жизни, позитивное мировосприятие;
  • ряды однородных членов предложения – «бегу, пою», «звонко, разноголосо», «притихла, стою»;
  • инверсию – «песенку мою», «речь мою», «гуляю я», «замолчишь ты», формирующую стихотворный размер;
  • олицетворения – «эхо повторяет», «все звенит» – очеловечивают внешний мир, подают его доброжелательным и контактным, приближают к читателю;
  • цитирование – «Замолчишь ты?», «Ишь ты, ишь ты!», «Ты поёшь нескладно!» – риторические восклицания позволяют точно передать наполненную эмоцией речь лирической героини, а вопрос демонстрирует ее попытку выстроить диалог;
  • лексические повторы – «Ишь ты, ишь ты», «Ладно, ладно», «… песенку пою. Эхо повторяет песенку…», создающие акценты на ключевых словах;
  • умолчания – «всюду тишина…», «не скучно, потому что эхо…», создающие интригу, побуждающие читателя догадываться о недосказанном;
  • эллипсис – «потому что (со мной) эхо», «а оно в ответ (говорит) мне» – отсекает несущественные для смысла высказывания слова;
  • антитезу – «… одна, а нескучно…», которая противопоставляет способность ребенка занять самое себя и предпочтительное для него пребывание в группе.

Частотность местоимений – «я», «самый», «мою», «ты», «сама», «оно», «мне», «все» – позволяет поэтессе детально изобразить непосредственную и неподготовленную детскую речь, придать стихотворению предельную искренность.

Воображаемый разговор с эхом – акустическая игра, развивающая ребенка и стимулирующая пытливость. Подбор подходящих словоформ позволяет автору сделать ответы эха мнимо осмысленными. Оно становится веселым собеседником, необычным товарищем. Лирическая героиня – озорная девчонка – словно запускает эстафету добра, и оно ожидаемо к ней возвращается в виде веселой песни, смеха и лукавых ответов. Простое на первый взгляд стихотворение иллюстрирует житейскую мудрость: «Как аукнется, так и откликнется».

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах