Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Яков Полонский

«В хвойном лесу» Я. Полонский

Лес, как бы кадильным дымом
Весь пропахнувший смолой,
Дышит гнилью вековою
И весною молодой.

А смолу, как слезы, точит
Сосен старая кора,
Вся в царапинах и ранах
От ножа и топора.

Смолянистым и целебным
Ароматом этих ран
Я люблю дышать всей грудью
В теплый утренний туман.

Ведь и я был также ранен –
Ранен сердцем и душой,
И дышу такой же гнилью
И такою же весной…

1888 г.

Анализ стихотворения Я. П. Полонского «В хвойном лесу»

Творчество Якова Петровича Полонского занимает достойное место в русской литературе, хотя по понятным причинам ему не придавалось такого масштабного значения, как творчеству Некрасова. Между тем Я. П. Полонский – человек широкой души и редкого поэтического дара, тонкий лирик и истинный патриот России, ценность творческого наследия которого не осознана до сих пор.

Его поэзия отличается редкой музыкальностью и простотой формы, что ярко иллюстрирует стихотворение «В хвойном лесу». Оно включает следующие выразительные средства:

  • сравнения – «смолой, как дымом», «точит (источает, выделяет), как слезы» – неслучайны, они описывают явления, характерные для обстановки храма и поведения в нем человека;
  • метафоры – «дышит гнилью», «аромат ран», «ранен сердцем и душой»;
  • инверсию – «гнилью вековою», «весною молодой», «смолу точит сосен … кора» – которая позволяет гармонично выстроить рифму и придает изложению былинный оттенок;
  • контекстуальные антонимы – «вековая – молодая», «гниль – весна» – подчеркивают двойственный характер любого явления жизни;
  • олицетворения – «кора в ранах», «кора точит» – уподобляют сосновую кору человеческой коже, а сосну – человеку;
  • эпитеты – «целебный аромат», «теплый туман» – придают изложению не наглядную, а чувственную образность;
  • лексические повторы – «я был … ранен – ранен сердцем…»; «такой же гнилью и такою же весной» – позволяют сделать акцент на ключевых словах;
  • частотность однородных членов предложения (параллельные ряды) – «гнилью и весною»; «царапины и раны»; «нож и топор»; «смолянистый и целебный»; «сердце и душа»; «гниль и весна» – способствует предельно точной детализации описаний;
  • умолчание – «дышу весной…» – таким образом автор дает понять, что, невзирая на негативный жизненный опыт, вдохновлен и открыт для новых чувств.

Последняя строфа произведения напоминает читателю о семейной драме автора, пережившего смерти жены и сына. В контексте речи слово «гниль» приобретает значение «сырость». Оборот «аромат ран» отсылает нас к смолистому запаху хвои, который усиливается при повреждении коры.

Лирического героя, ассоциированного с автором, охватывает восторг и благоговение при посещении леса, чувства переполняют его – на это указывает частотность местоимений «весь», «вся», «всей». Употребляя оборот «кадильный дым», поэт одухотворяет лес, явно уподобляет его храму, а также делает своим собеседником, подчеркивает очищающий и тело, и душу характер пребывания в чащобе.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах