«Памяти А. И. Одоевского» М. Лермонтов
Я знал его: мы странствовали с ним В горах Востока, и тоску изгнанья Делили дружно; но к полям родным Вернулся я, и время испытанья Промчалося законной чередой, А он не дождался́ минуты сладкой: Под бедною походною палаткой Болезнь его сразила, и с собой В могилу он унес летучий рой Еще незрелых, темных вдохновений, Обманутых надежд и горьких сожалений! Он был рожден для них, для тех надежд, Поэзии и счастья… Но, безумный, Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной, И свет не пощадил – и бог не спас! Но до конца среди волнений трудных, В толпе людской и средь пустынь безлюдных В нем тихий пламень чувства не угас: Он сохранил и блеск лазурных глаз, И звонкий детский смех, и речь живую, И веру гордую в людей и жизнь иную. Но он погиб далёко от друзей… Мир сердцу твоему, мой милый Саша! Покрытое землей чужих полей, Пусть тихо спит оно, как дружба наша В немом кладби́ще памяти моей! Ты умер, как и многие, без шума, Но с твердостью. Таинственная дума Еще блуждала на челе твоем, Когда глаза закрылись вечным сном; И то, что ты сказал перед кончиной, Из слушавших тебя не понял ни единый… И было ль то привет стране родной, Названье ли оставленного друга, Или тоска по жизни молодой, Иль просто крик последнего недуга, – Кто скажет нам?.. Твоих последних слов Глубокое и горькое значенье Потеряно. Дела твои, и мненья, И думы – всё исчезло без следов, Как легкий пар вечерних облаков: Едва блеснут, их ветер вновь уносит – Куда они? зачем? откуда? – кто их спросит… И после их на небе нет следа, Как от любви ребенка безнадежной, Как от мечты, которой никогда Он не вверял заботам дружбы нежной… Что за нужда?.. Пускай забудет свет Столь чуждое ему существованье: Зачем тебе венцы его вниманья И терния пустых его клевет? Ты не служил ему. Ты с юных лет Коварные его отвергнул цепи: Любил ты моря шум, молчанье синей степи И мрачных гор зубчатые хребты… И вкруг твоей могилы неизвестной Всё, чем при жизни радовался ты, Судьба соединила так чудесно: Немая степь синеет и венцом Серебряным Кавказ ее объемлет; Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет, Как великан склонившись над щитом, Рассказам волн кочующих внимая, А море Черное шумит не умолкая.
1839 г.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Памяти А. И. Одоевского»
Стихотворение написано Лермонтовым в 1939 году на смерть своего друга, поэта-декабриста А. И. Одоевского. Они познакомились и сблизились на Кавказе в Нижегородском драгунском полку, в который Александр Иванович был определён рядовым после возвращения из сибирской ссылки. Лермонтовская линия в русской поэзии перекликается с философскими началами лирики Одоевского, который противостоял сентиментально-меланхолическим тенденциям в литературе. В свое время примкнул он к радикальной части декабристского общества.
При всей личной скромности Александр Иванович, умный, блестяще образованный и благородный офицер, обладал колоссальным авторитетом и произвел впечатление даже на ироничного Лермонтова. Некоторые современники называли Одоевского «христоподобною» личностью.
Михаил Юрьевич находит для характеристики своего старшего товарища и духовного учителя удивительные, проникновенные слова. Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- синекдоху – «делили тоску», «унес в могилу», придающую речи образность и точность;
- инверсию – «к полям родным вернулся я», «жизни шумной», которая позволяет выстроить гармоничную рифму;
- олицетворения – «болезнь сразила», «незрелые вдохновенья», «тихий пламень», «гордая вера», «немое кладбище», «сердце спит», «молчанье степи», «Кавказ, нахмурясь, дремлет» – придающие изложению яркую выразительность;
- эпитеты – «сладкая минута», «бедная (в значении скромная, небогатая) палатка», «темные (в значении неопределенные, неясные) вдохновенья», «живая речь», «таинственная дума», «горькое значенье», «мрачные горы» – как отражение авторской оценки;
- риторические восклицания – «он унес летучий рой…!», «мой милый Саша!»;
- риторические вопросы – «Кто скажет нам?..», «Куда они? зачем? откуда?», «Зачем тебе венцы и терния…?» – иллюстрирующие авторские раздумья над судьбой дорогого человека;
- многочисленные умолчания – «надежд, поэзии и счастья…», «он погиб далеко от друзей…», «Любил ты моря шум…» – дают представление о глубине чувств автора;
- перифразы – «вырвался из детских одежд» – то есть духовно возвысился, избавился от прежних представлений, «сердце бросил» – увлекся, отдался борьбе без остатка, «вечный сон» – смерть, «венцы вниманья» – общественное признание;
- многосоюзие – «и бросил, и не пощадил, и не спас», «и блеск, и смех, и речь, и веру», создающее акценты на каждом слове ряда;
- метафоры – «море жизни», «пламень чувства», «кладбище памяти», «терния клевет (ранящая, как острия, клевета)»;
- лексический повтор – «… обманутых надежд…! Он был рожден … для тех надежд» – позволяет выделить ключевое слово – надежды на справедливое переустройство общества;
- контекстуальные антонимы – «толпа – пустыня» – характеризуют поле деятельности адресата речи, «венцы – тернии» – награда – осуждение;
- лексику высокого стиля – «чело», «кончина»;
- сравнения – «объемлет венцом», «исчезло, как пар», «склонившись над морем, как великан над щитом».
В рамках стихотворения Лермонтов дает представление о наследии и масштабе личности Одоевского, неординарного человека, гражданина и верного сына России.