«За того парня» Р. Рождественский
Я сегодня до зари встану, По широкому пройду полю. Что-то с памятью моей стало: всё, что было не со мной, помню! Бьют дождинки по щекам впалым. Для вселенной двадцать лет – мало. Даже не был я знаком с парнем, обещавшим: «Я вернусь, мама!..» А степная трава пахнет горечью. Молодые ветра зелены. Просыпаемся мы, и грохочет над полночью то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны. Обещает быть весна долгой. Ждёт отборного зерна пашня. И живу я на земле доброй за себя и за того парня. Я от тяжести такой горблюсь. Но иначе жить нельзя, если всё зовет меня его голос, всё звучит во мне его песня. А степная трава пахнет горечью. Молодые ветра зелены. Просыпаемся мы, и грохочет над полночью то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
1976 г.
Анализ стиха Р. Рождественского «За того парня»
Стихотворение датируется 1976 годом. Тема произведения – Великая отечественная война, незаживающая рана в сознании нашего великого народа. Читая стихотворение, понимаешь, что, хотя после окончания страшных боев прошло много лет, не ослабело горе миллионов людей, потерявших близких в ходе военной мясорубки.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «бьют дождинки», «по щекам впалым», «не был я знаком», «просыпаемся мы», «ждет пашня», «зовет голос», «звучит песня», которая создает смысловые акценты на последнем слове каждой фразы, придавая ему особое значение;
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «дождинки» – косвенно говорит и о том, что дождик мелкий, и одновременно является отсылкой к слезам;
- цитирование – «Я вернусь, мама!», включающее трогательное, ласковое обращение к матери как апелляцию к чувствам читателя;
- олицетворения – «дождинки бьют», «ветра зелены», «гроза грохочет», «голос зовет» – придают тексту живость, полнокровность;
- метонимию – «грохочет над полночью», то есть в полночном небе – замена понятий делает речь более выразительной, образно описывая ночную грозу;
- эпитет – «добрая (в значении мирная, плодородная, несущая тепло) земля»;
- парцелляцию – «Просыпаемся мы. И грохочет над полночью…», придающую речи интонационную экспрессию;
- метафору – «эхо войны» – имеется в виду прежде всего память, разбуженная похожими на грохот орудий раскатами грома.
Не случайно автор выбирает именно глагол «бьют» и вводит определение «впалые» – это отсылка к суровым испытаниям, к скорби о погибших и к военным лишениям, которые довелось пережить миллионам людей, их жертвенности. И упоминая о горечи, поэт искусно использует многозначное слово. Оно передает и горький запах полыни, и горькое чувство безвозвратных человеческих потерь.
Автор делает акцент на том, что лирический герой просыпается и уходит в поле – он хочет побыть один, чтобы поразмыслить о том, какой страшной ценой завоевана победа. Герой стихотворения, ассоциированный с автором, осознает, что живет на земле лишь потому, что двадцать лет назад погиб простой двадцатилетний парень из русской глубинки. В сердце героя стихотворения навсегда останется память о подвиге, совершенном совсем молодыми людьми. Он пытается прожить жизнь так, как прожили бы ее они, и несет за это груз ответственности быть достойным человеком.
Автор: Роберт Рождественский