Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Требования к слогу поэта

Тавтология

Думается, всем с детства известно выражение «Масло масляное». Это самый каноничный пример тавтологии или языковой избыточности. Этот термин пришёл к нам из античной риторики и происходит от слова «tautologie», что означает «одна и та же мысль; одно и то же слово». В науке о красивой речи повторение однокоренных слов в пределах небольшого отрезка речи считается недочётом. Действительно, такое соседство режет слух, выдаёт безграмотность и ограниченный лексикон говорящего.

Однако в художественной литературе случаи дублирования корней в словах одной фразы нередки. Более того, использованная намеренно тавтология выступает уже не как маркер необразованности, а как стилистический приём, фигура речи. Это проявляется, например, в тех случаях, когда автору необходимо передать характер персонажа, разговорную речь, местечковый диалект и т. д. Часто тавтология применяется для обличения и высмеивания невежества и других человеческих недостатков. В поэзии тавтология может использоваться для того, чтобы стихи соответствовали размеру и рифме.

Рассмотрим несколько примеров из русской литературы и поэзии, в которых встречаются такие повторы.

Светят зелено в сутёмы
Под росою тополя.
Я – пастух; мои хоромы –
В мягкой зелени поля.

«Я – пастух; мои палаты…», С. А. Есенин.

Сутёмы – сумерки, потёмки, полумрак.

Вот пример повтора слов в знаменитой сказке Александра Сергеевича Пушкина:

Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведёте
И куда теперь плывёте?»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Думается, что поскольку произведение предназначено для детей, то его язык должен быть простым и понятным. Поэтому тавтология здесь уместна и допустима.

Вот пример тавтологии в стихотворении символиста Константина Бальмонта.

Чтоб было что припомнить на склоне трудных лет,
Чтоб старости холодной светил нетленный свет
Мечтаний благородных, порывов молодых,
Безумных, но прекрасных, безумных – и святых.

«Свеча горит и меркнет и вновь горит сильней…», К. Д. Бальмонт.

Как неяркие бутоны превращают лепестки
В ярко-радостные розы, ало-красные цветы, –
Так твой ропот затаённый, стоны девичьей тоски,
Стали – сладостные грёзы, жадно-страстные мечты!

«Как неяркие бутоны…», В. Я. Брюсов.

В этом отрывке соседство однокоренных слов подчёркивает разницу между явлениями природы.

Да высшая милость не минет
Прекрасных видений природы!
Любовь к Красоте не остынет!
Да будет приветливо принят
Мечтатель под стягом свободы!

«Молитесь», В. Я. Брюсов.

Здесь тавтология применена для того, чтобы привлечь к образу больше внимания читателя.

В некоторых случаях эта фигура употребляется для усиления экспрессивности, гиперболизации образа. Вот пример такого высказывания:

Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! «Тарас Бульба», Н. В. Гоголь.

В следующей фразе с помощью тавтологии автор передаёт характер персонажа. Благодаря этому приёму читатель может понять, что герой чересчур мягкий и вежливый человек:

Позвольте вам этого не позволить, – сказал Манилов с улыбкой. «Мёртвые души», Н. В. Гоголь.

А. П. Чехов применил в своём рассказе «Письмо к учёному соседу» ряд приёмов, в том числе и тавтологию, чтобы высмеять неграмотность главного героя произведения:

«О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи на щот людей и их первородного состояния и допотопного бытия. … Я открыл, что наша великая огненная лучистая хламида солнце в день Св. Пасхи рано утром занимательно и живописно играет разноцветными цветами и производит своим чудным мерцанием игривое впечатление».

Как видим, тавтология вполне может выступать в качестве стилистической фигуры. Как литературный приём она часто применяется в поэтических и прозаических произведениях. Однако следует помнить, что в повседневной речи нужно остерегаться употреблять однокоренные и одинаковые слова в одном предложении. Русский язык чрезвычайно богат синонимами, поэтому найти какому-либо слову интересную замену нетрудно.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах