Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Николай Некрасов

«Красавице» Н. Некрасов

Красавица! не пой веселых песен мне!
Они пленительны в устах прекрасной девы,
Но больше я люблю печальные напевы:
   Они манят к той дивной стороне,
Где жизнь сладка, от звуков тает камень,
Где всё восторг, поэзия и пламень,
   Где без пределов радость есть,
   Куда и мыслью дерзновенной
   Не проникает ум надменный;
Откуда лишь мечта в наш мир заносит весть,
   Когда на крыльях своевольных
   Туда взлетит с границ юдольных
И там, прикована чудесным волшебством,
   Вся очарована, украдкой
Заучивает гимн пленительный и сладкий,
   Не смея зашуметь крылом…
Мне мил и потому печальный тон напева,
Что в первый жизни год родимая, с тоской,
Смиряла им порыв ребяческого гнева,
Качая колыбель заботливой рукой;
Что в годы бурь и бед заветною молитвой
На том же языке молилась за меня;
   Что, побежден житейской битвой,
Во власть ей отдался я, плача и стеня;
   Что первых слез горючей влаги
   Восторга песнь не залила,
   А та – надежды и отваги
   С собой мне много принесла.
И тем, что горних стран таинственная дева,
   Младая муза, в первый раз,
Слетя ко мне под сень развесистого древа,
Мне в нем поведала чудесный свой рассказ;
Что мне понятен стал и дивный говор бури,
   И с листом шепчущийся лист,
И шум морских валов, и ветра буйный свист,
   И разговор с землей лазури –
Когда впервые я песнь грусти услыхал;
Я с ними встретил в ней нежданные созвучья.
   В душе убитой им отзвучья
   Я много, много отыскал!
На что ж мне песнь веселья и забавы,
   Когда настроена она
На звуки томные, на грустные октавы
   И только ими лишь полна?
   Когда на ложе грусти вечной
   Спокойно задремал мой дух?
Забудь, прекрасная, песнь радости беспечной:
Его разбудишь ты для муки бесконечной,
   Когда она тревожит слух.

1839 г.

Анализ стихотворения Некрасова «Красавице»

Произведения первой поэтической книги Некрасова выдержаны в русле романтической тематики. Текст 1839 г. поддерживает общую тенденцию, разделяя художественное пространство на земной мир и «дивную сторону», где обитают высокая поэзия, радость, мечта.

Зачин стихотворения насыщен реминисценциями на пушкинские строки «Не пой, красавица, при мне…» К области интертекстуальных связей относятся эмоциональное обращение к лирической героине, структура ее образа, а также выбор рифм и лексических средств.

Герой подробно рассказывает адресату о своих предпочтениях: вместо веселых песнопений он желал бы услышать «печальные напевы». Аргументации собственного выбора посвящена основная часть стихотворного текста.

Минорные мелодии ассоциируются у лирического «я» со сферой идеального. В ней «жизнь сладка» и гармонична, исполнена восторга, насыщена творчеством – приметы пространства сродни координатам «лучшего мира» Жуковского. Человеческие мечты выполняют роль посредников между двумя областями: их завораживает «чудесное волшебство» горних высот.

Вторая группа аргументов в пользу печальной музыки связана с образом матери лирического субъекта. Тихие звуки колыбельной успокаивали младенца, а искренние слова «заветной молитвы» наделяли силой и надеждой.

Загадочный облик «младой музы» представляет третью комбинацию доводов. Богиня посвятила героя-поэта в тайны бытия. Романтику стал понятен «дивный говор» ветра, шелест деревьев, шум волн. Природные образы организованы при помощи олицетворения: земля, буря и листья наделяются способностью выражать мысли словами.

Мотив всеведения вновь отсылает читателя к пушкинским источникам. Его пророку, преображенному серафимом, доступна для понимания даже потаенная жизнь горних существ.

Финальный эпизод возвращает к призыву, прозвучавшему в зачине художественного текста. Внутренний мир героя полон «звуков томных» – грустных, но умиротворяющих. Череда риторических вопросов свидетельствует о ненужности мелодий «веселья» и «забав»: они тревожат успокоившуюся душу, обрекая ее на «муку бесконечную».

В посвящении безымянной красавице начинающий поэт представил свой вариант романтической антитезы. Ее атрибутами выступает музыка различной тональности: мажорная ассоциируется с беспечным, но ограниченным дольним пространством, минорная – с бесконечными перспективами горней выси.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах