Как писать стихи

«Психея» М. Цветаева


«Психея» Марина Цветаева

Не самозванка — я пришла домой,
И не служанка — мне не надо хлеба.
Я страсть твоя, воскресный отдых твой,
Твой день седьмой, твое седьмое небо.

Там, на земле, мне подавали грош
И жерновов навешали на шею.
Возлюбленный! Ужель не узнаешь?
Я ласточка твоя — Психея!

Анализ стихотворения Цветаевой «Психея»

Стихотворение Марины Цветаевой «Психея» датируется началом марта 1920 года. Речь в нём идёт о Наталье Николаевне, жене поэта А. С. Пушкина.

Произведение почти не разделено на строфы. Только последние два пятистишия стоят особняком от остального текста. Основные приёмы, использующиеся в стихотворении – парцелляция, т. е. расчленение плавного стиха на отдельные фрагменты, внутренняя рифма. Часто мы можем заметить аллитерации и повторы слогов, которые создают эффектные контрасты в тексте произведения.

Обратимся к названию стихотворения. Его поэтесса взяла из античной мифологии, где Психеей именовалась красивейшая дочь одного из древних царей. В девушку влюбился бог любви Эрот, но прежде чем соединиться, влюблённым пришлось пройти сквозь козни завистниц молодой царевны, в числе которых была и разгневанная Афродита. Позже пара обрела заступничество Зевса, сделавшего скромную и преданную Психею богиней.

Какой же предстаёт Психея-Наталья Николаевна в этом произведении? Сначала мы действительно видим её как небесное создание. Пери, привидение, призрак – такими неземными сравнениями награждает поэтесса свою героиню. Заметим, что та не шагает, как простые люди, а будто летает. Автор использует множество слов с повторяющимся согласными «п»,«х» – «опахало», «впорхнула», «выпорхнула», напоминающих о лёгком дуновении ветерка.

Этой невесомости противопоставлена приземлённость, вещественность окружения героини. Пусть её спутник – сам великий Пушкин, но его мир составляют скучные грубые предметы – пыльные зеркала, хриплые половицы. Да и сам поэт в этом тяжёлом желтоватом халате, попыхивающий трубкой, выглядит унылым стариком. Он всего лишь арап, говорит автор, и его ласки слишком грубы. Не то, что она – увитая жемчугами, обмахивающаяся веером, спешащая на чудный бал. Но та ли это нежная душа, что готова была идти на край света за своим возлюбленным?

Мы следим, как девушка покидает поэта ради мимолётных забав, проказ (слово может быть истолковано в разных смыслах – и как шалость, и как болезнь, моральное падение). Мы видим выразительное слово «лапки», с помощью которого Марина Ивановна намекает на телесность героини. Вовсе она не Психея, а жестокая самозванка. Недаром в последней части стихотворения мы замечаем только отражение «пены платья». Этот образ призван напомнить о бесплодной оболочке, в которой нет живого существа. Постоянно повторяющийся звук «п» также указывает на пустоту героини. В ней на самом деле нет души, она поглощена быстротечными удовольствиями жизни. Но когда придёт смертный час, то от героини ничего не останется. Очень показателен в этом свете образ осыпавшегося пепла, который символизирует бесполезность жизни этой псевдо-Психеи.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах